Самолет ДАР-1 является оригинальной разработкой конструкторского отдела (бюро)
Государственной аэропланной мастерской в Божуриште под руководством инж. Германа
Винтера. Он оставил прочный след в болгарском самолетостроении и авиации,
совершая полеты в учебных частях болгарской авиации до начала сороковых годов.
Самолет ДАР-1 - двухместный биплан для начального обучения пилотов и для
тренировок по фигурному пилотажу. Имеет двойное управление. Конструкция -
смешанная. Корпус представляет металлическую ферму из тонкостенных бесшовных
труб из легированной стали, связанных посредством ацетиленовой сварки. Обтянут
импрегнированной материей. Крылья деревянные, обтянуты импрегнированной
материей. Имеют одинаковый размах. Верхнее крыло - цельное, нижнее состоит из
двух полукрыльев, соединенных с корпусом посредством шарниров. Между собой
верхнее и нижнее крылья соединены посредством N-стоек и кабельного обтяжения.
Элероны имеются только на верхнем крыле. Управление - мягкое. Хвостовая система
- деревянной конструкции, обтянутой материей.
Расчеты на прочность произведены на основе принятых в 1918 году в Германии норм
для военных самолетов. ДАР-1 попадает в расчетную группу по нагрузке - No. 5. Один
образец этого самолета был подвержен испытаниям на прочность и полностью
разрушен, что подтвердило практически результаты расчетов. Самолет выполнял все
фигуры без ограничений. Для иллюстрации его маневренности отметим, что в 1932
году на самолете этого типа болгарский летчик-испытатель инженер Петко Попганчев
во время полета от Божуриште в Казанлак выполняет в течение 18 минут 127
связанных мертвых петель. В том же году он пролетает на ДАР-1 под аркой "Стамболова
моста" на реке Янтре в гор. Велико Тарново. Сам перелет под мостом - не
проблема, если учесть размеры арки моста и габариты самолета. Сложность
заключается в подходе и выходе из русла реки, которая описывает "S" вокруг
возвышений "Царевец" и "Трапезица" с крутыми высокими склонами.
Благодаря своим хорошим качествам, самолет долгое время служит в Военном
училище. Для полетов в зимних условиях колесное шасси на нем заменяют лыжами.
Единственным недостатком ДАР-1 является малая мощность двигателя Walter NZ.
Вторую серию выпускают с двигателями Walter-Vega. Самолеты с этим двигателем
получают наименование ДАР-1А. Помимо разницы в двигателях, в "новых" самолетах
вносится изменение в оформление носовой части. На них же монтируется и большего
размера крыльевой резервуар, выступающий над верхней поверхностью центроплана.
Впоследствии на самолетах первой серии тоже монтируются двигатели Walter-Vega.
ДАР-1/1А покрыт серебристым лаком. Носовая часть и вокруг кабины, где обшивка из
алюминиевой жести, окраска маслянисто-серо-зеленая. В тот же цвет выкрашены и
стойки крыльев и колесника. На вертикальном руле поперек нанесено болгарское
трехцветное знамя - бело-зелено-красное. На вертикальном стабилизаторе синей
краской выполнена эмблема: по кругу надпись "Аеропланна работилница-Божурище", а
в середине поля - славянские буквы ДАР. По бортам и на крыльях нанесены черной
краской обозначения национальной принадлежности: на первой серии - В-В и группа
букв для обозначения типа самолета, а на второй серии (позднее и на самолетах первой серии) - LZ и
группа букв для обозначения типа самолета.
ДАР-1А долгое время
оставался лучшим тренировочным самолётом болгарских ВВС и находился в
строю до 1942 года, пока его не заменили более современные машины. С его
участием проводилась серия тестов, среди которых изучалась возможность
подвески дополнительного топливного бака. С ним продолжительность полета
возросла до 36 часов (национальный рекорд), что было выдающимся
показателем для столь небольшого самолёта.