Вопрос - кто конструктор опытного самолета
ДАР-5, является спорным.
Некоторые авторы приписывают эту заслугу инж. Кириллу Петкову. Но более
вероятно, что этот самолет конструировался под руководством инж. Винтера. В
пользу этого предположения говорит следующее:
-
типично винтеровский стиль, в корне отличающийся от модерного аэродинамичного
стиля американского воспитанника Кирилла Петкова;
-
в период проектирования ДАР-5 К. Петков находился все еще в США и затем
работал в ДАР как рядовой конструктор.
Немного позднее он действительно принимает участие в работах над ДАР-5 в
качестве инженера в ДАР-Божуриште. Он даже создает специальные обтекатели для
двигателя и тем самым стремится "облагородить" форму самолета.
ДАР-5 - одноместный биплан, предназначенный для тренировок
летчиков-истребителей. Построен только прототип. Остается невыясненным, почему,
несмотря на показанные им хорошие данные, его не запускают в серийное
производство.
Если рассуждать логично, то можно прийти к выводу, что Болгарии такой самолет
был просто не нужен, поскольку к тому времени располагать авиацией истребителей
она не имела права.
Крылья - деревянной конструкции, обтянутой импрегнированной материей. До первого
ланжерона передовая часть крыла имеет твердую обшивку из фанеры. Оба крыла имеют
элероны, причем нижние управляются посредством мягкого управления, а между
нижними и верхними элеронами имеется твердая внешняя связь. Крылья соединены
посредством N-стоек и кабельной обтяжки.
Корпус и хвостовые плоскости представляют металлическую ферму из тонкостенных
стальных труб, соединенных посредством ацетиленовой сварки. Обшивка в носовой
части из дюралюминия, а остальная часть корпуса обшита фанерой и материей.
Не будучи допущенным к серийному производству, прототип оснащается самопишущими
метеорологическими приборами, и каждое утро, вылетая с аэродрома в Божуриште,
поднимается на высоту 5000 m и после 3-часового полета возвращается с данными об
атмосфере, необходимыми для разработки МТО-прогнозов.
На самолете ДАР-5 опробуется устройство для запуска двигателя летчиком,
совершившим посадку на площадке, где нет обслуживающего персонала, или же для
быстрого запуска истребителя во время дежурства. На четвертом цилиндре
вмонтировано пиротехническое устройство, подобное ружейному затвору. Ввинченное
на головке цилиндра, в своей передней части имеет обратный клапан. Заряжается
специальной гильзой, наполненной порохом. Посредством вращения винта летчик
устанавливает поршень 4-го цилиндра около ВМТ (верхней мертвой точки). Затем
поднимается в кабину, устанавливает магнетный ключ на 1+2 и путем оттягивания
специального жила приводит в действие ударник устройства. Пороховые газы
приводят в движение двигатель, и он запускается. Действие этого устройства
многократно испытывалось и оно оказалось безотказным. (По воспоминаниям П.
Макавеева, начальника моторного отделения в ДАР-Божуриште).
Самолет имел серебристую окраску, на руле направления горизонтально нарисованное
болгарское трехцветное знамя. По бортам и на крыльях черными буквами написано
LZ-UDA.