В 1938 году в силу Солунского
соглашения отпадают ограничения, наложенные на Болгарию победителями в Первой
мировой войне. Болгария уже может располагать военной авиацией. Поскольку
соседние государства - Югославия, Греция и Турция имеют значительные воздушные
силы, в Болгарии начинают усиленно строиться аэродромы и готовиться летный
состав. Закупается значительное количество самолетов для начальной подготовки и
тренировки пилотов. Особый упор делается на обучение летчиков фигурному пилотажу
и воздушному бою. С учетом этого внимание привлекают такие самолеты как "Бюкер-Юнгман",
"Бюкер-Бесман", "Хайнкел Хе 72", названный в Болгарии "Канарейкой", "Авиа 122",
прозванный "Оса", "Фоке-Вульф ФВ 44", прозванный "Воробей". Но, поскольку
финансовые возможности страны скромные, предпочтение отдается созданию
собственного учебно-тренировочного самолета, сочетающего в себе качества
перечисленных выше самолетов.
В 1939-1940 году в ДАР-Божуриште под руководством инж. Цветана Лазарова, на базе
прототипного самолета ДАР-6А создан самолет ДАР-9. В нем удачно скомбинированы
положительные стороны "Хайнкел 72", "Фоке-Вульф 44" и "Авиа-122", причем таким
образом, чтобы не вызывать патентных претензий у Германии. Для страны это дает
экономию в 2 миллиона золотых левов. Такая сумма потребовалась бы на закупку
лицензии на "Фоке-Вульф" в случае организации производства ФВ 44 в ДАР-Божуриште.
Кроме того, за каждый выпущенный самолет требовалась дополнительная выплата в
размере 15 тыс. золотых левов. С другой стороны, один закупленный в Германии
самолет ФВ 44 "Штиглиц" стоил столько, сколько два изготовленных в Болгарии
ДАР-9.
За базовую модель берется опытный самолет ДАР-6А. Сохранив тот же двигатель
и все положительные качества прототипа, инж. Лазаров вносит изменения, которые
приводят к созданию очень хорошего учебно-тренировочного самолета, удобного для
серийного производства, который становится основным учебным самолетом в военной
авиации. ДАР-9 выпущено несколько серий, и затем долгие годы на нем ведется
подготовка в авиационных частях и аэроклубах.
Производство ДАР-9 "Синигер" начинается в Божуриште, но там выходят только 6
самолетов. Из-за угрозы налетов со стороны британской авиации, предприятие
перемещено в Ловеч, где серийное производство продолжается.
В ходе испытаний ДАР-9 открыты некоторые недостатки. Встречный поток создает
завихрения вокруг кабин и бьет в спину пилотов. Но козырьки из плексигласа
заменены новыми - подходящей формы, и неприятное ощущение устранено.
Шасси оказалось недостаточно прочным и при многочисленных, не
слишком грациозных посадках обучаемых молодых пилотов, часто ломается. После
внимательного изучения причин создано новое шасси, аналогичное по кинематике
шасси "Авиа-122 "Оса", которое оказалось вполне удачным.
ДАР-9 "Синигер" - учебно-тренировочный биплан, двухместный, с двойным
управлением и открытыми кабинами. Конструкция смешанная. Крылья - деревянные,
обтянуты полотном, корпус - металлическая ферма с обшивкой из дюраля в передней
части, на в остальной части обтянут полотном. Хвостовые плоскости - деревянные,
обтянуты полотном.
Самолет окрашен ярко-желтой нитро-целлюлозной краской. Металлическая обшивка
серебристого цвета. На хвосте горизонтально нанесено болгарское трехцветное
знамя, по бортам и на крыльях черной краской нанесены буквенные обозначения
национальной принадлежности самолета.
После Второй мировой войны 10 самолетов ДАР-9 "Синигер" было передано Югославии
для нужд возрождающейся авиации страны. В Техническом музее в городе Загреб
сохранен самолет ДАР-9 "Синигер".
Двигатели "Сименс" отрабатывают свой ресурс, а самолеты сохраняют еще
значительный ресурс. В послевоенные годы поставка новых двигателей из лежащей в
руинах Германии не может быть осуществлена. Тогда на Государственной самолетной
фабрике в Ловеч разрабатывается техническая документация для замени
звездообразного двигателя "Сименс" с рядным двигателем с воздушным охлаждением
"Вальтер-Минор 6.III,. Инж. Карлов конструирует новую мотораму и винт для нового
двигателя. Конструкторы Каратодоров, Узунов и Панчев разрабатывают моторные
капоты и систему управления двигателя.
С новыми двигателями самолеты летят еще несколько лет. Специальные испытания для
снятия летных характеристик ДАР-9 "Синигер" с двигателем "Вальтер-Минор 6III" не
проводятся. Но, по мнению летчиков, летавших на самолетах с обоими типами
двигателей, перемена в качествах самолета после замены двигателя не наступила.
Самолеты после ремонта и замены двигателей окрашивались целиком в серебристый
цвет.