Самолеты DH-1 и DH-2 рассматривались и фирмой "Eidgenossisches Konstruktions Werkstatte"
(K+W или Häfeli), и военными лишь как
"промежуточные", необходимые для получения опыта в разработке, организации
производства и эксплуатации авиационной техники. Настоящей боевой машиной должен
был стать третий тип - DH-3 (M III).
Этот самолёт, выпущенный в 1917 году, был дальнейшим развитием DH-2, но в нём
Хэфели применил все усовершенствования, использовавшиеся на немецких,
французских и британских "одноклассниках". Особенно велико было влияние
немецкого Aviatik C.III, один экземпляр которого сел на вынужденную на
швейцарской территории и был интернирован.
DH-3 был классическим двухстоечным бипланом цельнодеревянной конструкции,
предназначенным для разведки и воздушного наблюдения. Крылья - двухлонжеронные,
с полотняной обшивкой; элероны были только на верхнем крыле, имевшем и больший
размах, чем нижнее. Каркас фюзеляжа представлял собой ферму из деревянных
лонжеронов и шпангоутов, обшивался фанерой и полотном (за исключением капота
мотора, состоявшего из съёмных дюралевых панелей). Элероны и оперение имели
сварной каркас из тонких стальных трубок и полотняную обшивку. Стойки бипланной
коробки и шасси - из стальных труб; шасси имело резиновую амортизацию. Двигатель Argus был частично закапотирован; на деревянном винте диаметром 2,75 м, также
выпущенном по лицензии немецкой фирмы Axial, устанавливался кок. Вооружение DH-3
(M III) состояло из единственного пулемёта Parabellum LMG.14 калибра 7,92 мм,
также немецкого происхождения, установленного на турели. Неподвижного,
стреляющего вперёд вооружения на самолёте не было.
Ещё в 1917 году между фирмой и Fliegertruppe был подписан контракт на 30
самолётов DH-3 (M III). 24 из них должны были оснащаться моторами Argus, три -
французскими Hispano-Suiza HS.8Aa и три оставшихся - отечественными LFW-150.
Самолёты с "Аргусами" получили бортовые номера 501 - 512 и 519 - 530; они
прослужили до 1923 года, причём один из них (№ 519) прославился тем, что,
оставаясь в составе Fliegertruppe, с января 1919 года начал регулярно возить
почту между Дюбендорфом (Цюрих) и Берном.
Троица самолётов с V-образными восьмицилиндровыми HS.8Aa (150 л.с.) французского
производства получила обозначение DH-3 (M IIIa) и бортовые номера 513 - 515. Эти
машины использовались Fliegertruppe в 1918-22 гг., как и другая троица,
оснащённая опытными швейцарскими двигателями LFW-150 аналогичной конструкции
(V8) и такой же мощности (150 л.с.) выпуска машиностроительного завода в
Винтертуре (Winterthur). Эти самолёты обозначались DH-3 (M IIIb) и несли номера
516 - 518; как нестандартные, они использовались лишь в качестве тренировочных.
Кроме моторов и капотов, вся шестёрка ничем не отличалась от машин основной
серии с "Аргусами".
DH-3 (M IIIa) с "Испано-Сюизами" зарекомендовали себя хорошо, и в 1919 году была
заказана следующая серия из 30 самолётов именно в этом варианте. Ещё 49 таких же
машин Fliegertruppe заказали в 1925 году, и последнюю серию из 56 самолётов той
же модификации - в 1931-м (правда, уже как учебные с двойным управлением). "Испано-Сюизы"
на них стояли уже отечественного производства - их лицензионный выпуск освоила
фирма Adolph Zaurer AG. Эти самолёты использовались швейцарскими ВВС (к тому
времени переименованными во Flugwaffe) вплоть до 1939 года!
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
DH-3A |
Размах крыла, м |
12.50 |
Длина, м |
7.95 |
Высота, м |
3.10 |
Площадь крыла, м2 |
38.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
720 |
нормальная взлетная |
1120 |
Тип двигателя |
1 ПД
Hispano-Suiza HS-41 8Aa |
Мощность, л.с. |
1 х
150 |
Максимальная скорость , км/ч |
145 |
Крейсерская скорость , км/ч |
110 |
Практическая дальность, км |
400 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
4500 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
один 7,7-мм
пулемет в задней кабине |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2016
|