Основой нового самолета послужил D.H.60T Moth Trainer, усиленный для
функционирования с более высокой
полетной массой. Он мог переносить под
фюзеляжем четыре тренировочные бомбы
массой 9 кг, фоторужье или
разведывательные фотокамеры. Для
обеспечения экстренного выхода из
передней части кабины в случае
опасности несущие подкосы были
наклонены вперед к переднему узлу
крепления крыла, а двери кабины были
увеличены. Однако стойки центроплана по-прежнему
окружали переднюю часть кабины, поэтому
на новом тренировочном самолете,
спроектированном в соответствии с
техническим заданием 15/31, их сдвинули
вперед для облегчения выхода. Для
компенсации смещения центра масс в
результате выноса крыльев основному
крылу была придана небольшая
стреловидность. На самолете
устанавливался перевернутый рядный
двигатель de Havilland Gipsy III мощностью 120 л.с.,
а его капот со скошенными обводами
обеспечивал улучшенный обзор из кабины.
Было построено восемь предсерийных
самолетов, по-прежнему имевших
обозначение D.H.60Т, но получивших имя Tiger
Moth.
За ними последовала машина с
увеличенным поперечным V и
стреловидностью нижнего крыла. Этот
самолет, получивший обозначение de Havilland D.H.82
Tiger Moth, впервые поднялся в воздух 26
октября 1931г. Последовал заказ на 35
самолетов, а первые поставки были
осуществлены в ноябре 1931г. Аналогичные
самолеты поступили в распоряжение ВВС
Бразилии, Дании, Персии, Португалии и
Швеции.
Два самолета с двумя поплавками
братьев Шорт были построены в
соответствии с техническим заданием T.6/33
для оценки Королевскими ВВС
Великобритании. Компания de Havilland затем
разработала улучшенную версию этой
машины с двигателем Gipsy Major мощностью 130 л.с.
и обшивкой из клееной фанеры вместо
полотна в задней части фюзеляжа. Она
получила обозначение D.H.82A, а имя Tiger Moth II -
от Королевских ВВС, которые заказали 50
самолетов. На этих самолетах над задней
кабиной устанавливались колпаки для
обучения "слепым" полетам.
В
предвоенные годы лицензионное
производство самолетов Tiger Moth
осуществлялось в Норвегии, Португалии и
Швеции, а также компанией de Havilland Aircraft в
Канаде. Позднее эта компания построила
1520 машин зимней версии под обозначением
D.H.82C, оснащенных двигателем Gipsy Major
мощностью 145 л.с., с измененным капотом,
со скользящим фонарем и подогревом
кабины, колесными тормозами и хвостовым
колесом вместо тормозного костыля на
стандартных версиях. На некоторых
машинах, когда стала ощущаться нехватка
двигателей Gipsy Major, устанавливался
двигатель Menasco Pirate. Партия из 200
самолетов D.H.82C была заказана для ВВС
Армии США под обозначением PT-24.
После
начала войны гражданские самолеты стали
привлекаться в качестве связных и
учебно-тренировочных в Королевские ВВС;
стали поступать более крупные заказы.
Еще 795 самолетов были построены в Хэтфилде, была пущена в действие линия
на производственных площадях компании
Morris Motors Ltd в Коули, где было построено
около 3500 самолетов. В Новой Зеландии
компания de Havilland Aircraft построила еще 345
самолетов, а австралийская компания de Havilland
Aircraft Ptay произвела 1085 самолетов. Tiger Moth
в составе эскадрильи самолетов связи
успешно действовали в 1939-1940 гг. во
Франции. Поскольку существовала угроза
немецкого вторжения, на самолете были
спроектированы специальные стойки для
перевозки восьми бомб массой 9 кг,
которые устанавливались под крыльями.
Несколько ранее, в декабре 1939г., были
сформированы шесть береговых
патрульных эскадрилий, пять из которых
оснастили самолетами Tiger Moth.
На Дальнем
Востоке небольшое количество самолетов Tiger Moth
было переделано для использования в
качестве санитарных. У них увеличили
крышку багажного отсека, та, вращаясь на
петлях, преобразовывалась в настил
длиной около 1,83 м, на котором мог
поместиться один раненый. Однако
наибольший вклад в военное время
самолеты Tiger Moth внесли в качестве учебно-тренировочных.
Самолетами этого типа были
укомплектованы примерно 28 летных школ
Великобритании, 25 школ в Канаде (плюс
четыре радиошколы), 12 - в Австралии,
четыре в Родезии (плюс летная школа
инструкторов), семь в Южной Африке и две
в Индии.
После войны 22 резервные летные
школы и 18 университетских воздушных
эскадрилий летали на самолетах Tiger Moth,
однако в период между 1950г. и 1953г.
большинство из них были переоснащены
самолетами de Havilland Chipmunk. Необходимо
также упомянуть о радиоуправляемом
самолете-мишени D.H.82B Queen Bee, который, по
существу, являлся вариантом самолета Tiger Moth
c деревянной силовой конструкцией. Он
имел фюзеляж самолета Moth Major, крылья
самолета Tiger Moth, двигатель Gipsy Major,
генератор электроэнергии, приводимый в
движение воздухом, и топливный бак с
увеличенным объемом. Прототип совершил
пилотируемый полет 5 января 1935г.;
впоследствии было выпущено 380 таких
самолетов.
Всего к концу войны было
построено более 8000 самолетов Tiger Moth.
Многие из них Королевские ВВС перевели
для гражданского и военного
использования в Бельгию, Францию и
Нидерланды; кроме того, в самой
Великобритании и других странах в
больших количествах эта машина стала
доступна на гражданском рынке. Кроме
использования в качестве тренировочных,
спортивных, часть из них плодотворно
трудилась в сельскохозяйственной
авиации, что было особенно важно для
Новой Зеландии. Многие самолеты
подвергались переделкам, как правило, в
плане создания закрытых кабин. Наиболее
претенциозным был самолет,
разработанный британской компанией
Jackaroo Aircraft Ltd, с использованием более
широкого фюзеляжа, вмещавшего четырех
пассажиров, располагавшихся попарно бок
о бок. Девятнадцать таких самолетов с
обозначением Thruxton Jackaroo компания
построила в период 1957-59гг. - как с
открытой, так и с закрытой кабиной. Когда-то
сказали, что буквы D.H. обозначают "долговечный"
(Durable) и "эффективный" (Hefficient), и это
особенно справедливо по отношению к
самолетам Tiger Moth. В начале 90-х гг. немало
самолетов продолжало использоваться по
всему миру; такое долголетие трудно не
оценить по достоинству, и, вероятно, они
еще в течение многих лет будут
продолжать приносить удовольствие
своим владельцам.
Модификации
: |
|
|
DH.82 Tiger Moth (Tiger Moth I) |
двухместный самолёт с поршневым двигателем de Havilland Gipsy III мощностью 120 л.с.(89
кВт). |
DH.82A Tiger Moth (Tiger Moth II) |
двухместный самолёт с двигателем de Havilland Gipsy Major 130 л.с. (97 кВт). |
DH.82B Queen Bee |
беспилотный радиоуправляемый самолёт-мишень использовавший крыло от «Tiger Moth» и недорогой деревянный фюзеляж от DH.60 Moth
(с соответствующими изменениями конструкции, в части переноса стоек). На шасси БПЛА могли использоваться как поплавки, так и колеса. Всего было
изготовлено 405 единиц самолётов-мишеней. По состоянию на 2008 год, единственный оставшийся лётный образец «Queen Bee» находился на авиабазе Хенлоу
Королевских ВВС в Англии. |
DH.82C Tiger Moth |
оборудован лыжами и подогревом кабины для полётов в холодных, зимних условиях. |
PT-24 Moth |
УТС самолеты DH.82C в Канадских ВВС. |
Thruxton Jackaroo |
четырехместный самолет с закрытой кабиной, на базе DH.82A. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
DH.82A |
Размах крыла, м |
8.94 |
Длина, м |
7.29 |
Высота, м |
2.67 |
Площадь крыла, м2 |
22.20 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
506 |
нормальная взлетная |
828 |
Тип двигателя |
1 ПД de Havilland Gipsy Major 1 |
Мощность, л.с. |
1 х 130 |
Максимальная скорость , км/ч |
175 |
Крейсерская скорость , км/ч |
146 |
Практическая дальность, км |
486 |
Практический потолок, м |
4100 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
возможна подвеска 8х 9.7-кг бомб |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2022
|