Построенные на арсенале флота Yokosho в 1925 году несколько прототипов
поплавкового разведчика Тип 10 модель В конструкции Масасуке Хашимото и Киёсаку
Шимура, показали относительно неплохие данные, но не были приняты на вооружение
из-за малой скороподъемности. Тем не менее Хашимото и Шимура не опустили руки,
продолжая работу над проектом. К концу 1925 года был построен еще один образец
разведчика, концептуально повторявший Тип 10. В конструкции новой машины удалось
еще более снизить массу планера с 1912 до 1660 кг. Был также уменьшен размах
крыла с 16.16 до 13.99 метров. Проведенные испытания машины в январе 1926 года
подтвердили правильность пути. Главный недостаток Тип 10 – малая
скороподъемность – был ликвидирован. Прототип нового разведчика высоту 3000
метров набирал за 35 мин 25 сек. – вдвое быстрее предшественника. Правда
пришлось пожертвовать огромной дальностью полета, зато существенно возросла
скорость.
Самолет очень понравился военным и был немедленно принят на вооружение под
обозначением "Морской разведывательный гидроплан Тип 14". Позднее при введении
буквенно-цифровой идентификационной системы флота к этому обозначению добавился
короткий индекс E1Y1 (индекс Е – относил самолет к классу корабельных
катапультных разведчиков; 1- порядковый номер в данном классе; Y- индекс
разработчика – арсенала Yokosho; 1- порядковый номер модели)
К концу 1926 года были запущены в производство практически одновременно две
версии разведчика. Двухместная версия E1Y1, оснащалась 400-сильным двигателем Lorraine-Dietrich 12D и рассматривалась в качестве ближнего
разведчика-корректировщика. Версия E1Y2 или Тип 14 модель 2 была трехместной, с
увеличенным размахом крыла, большим запасом топлива. E1Y2 получил уже более
мощный 12-цилиндровый двигатель водяного охлаждения Lorraine-Dietrich 12Е
мощностью 450 л.с. Эта версия предполагалась к использованию в качестве дальнего
разведчика. Автономность E1Y2 была увеличена до 9 часов по сравнению с 7 часами
у Модели 1. Также на версии E1Y2 были установлены цельнометаллические поплавки.
Серийный выпуск на арсенале Йокошо ограничился лишь 17 экземплярами версии E1Y1
и шестью E1Y2, выпущенных в период с 1925 по 1930 год. Больше не позволяли
производственные возможности арсенала, сильно пострадавшие от разрушительного
землетрясения в сентябре 1923 года. Поэтому основное производство было
развернуто на фирме Накадзима, где с 1926 по 27 гг было выпущено 47 штук, и Аичи,
собравшей в тот же период 148 разведчиков обеих модификаций.
Появление в 1930 году нового разведчика Тип 90 модель 3 (E5Y1), разработанного
на арсенале Йокошо на базе E1Y2, послужило поводом для разработки новой
модификации. Дело в том, что новый корабельный разведчик E5Y1 ничем особо не
превосходил своего предшественника и так и не смог заменить его в боевых частях.
В результате на Аичи, была разработана новая трехместная версия Е1Y3 или Тип 14
модель 3, на которой было переработано вертикальное оперение, установлен новый
двигатель Lorraine-Dietrich 12Ed той же мощности (в 1928 году семья Дитрих
продала свою долю в компании, которая стала называться просто Лоррэйн) и новый четырехлопастный винт постоянного шага.
Разведчик Тип 14 модель 3 оказался значительно резвее не только своих
предшественников, но и шедшего ему на замену E5Y1. Выпуск его на заводе Аичи
продолжался с 1931 по 1934 год и составил 102 экземпляра.
Помимо вышеперечисленных трех серийных модификаций было разработано еще
несколько экспериментальных версий. В августе 1928 года был закончен прототип
самолета, получивший обозначение Тип 14 модель 2 Kai-1. Это был трехместный
одностоечный биплан, оснащенный девятицилиндровым двигателем воздушного
охлаждения Nakajima Jupiter VIII мощностью 450 л.с.
Вслед за первым прототипом последовали еще два - Тип 14 модель 2 Kai-1С с двенадцатицилиндровым двигателем Lorraine-Dietrich 12Ed такой же мощности и Тип
14 модель 2 Kai-1D с двигателем Jupiter VIII и удлиненной носовой частью.
Последняя версия стала прототипом вышеупомянутого серийного разведчика E5Y1,
так, впрочем, и не сменившего своего предшественника в частях.
Разведчики Е1Y всех версий были, пожалуй, наиболее удачной конструкцией из
довоенных поплавковых самолетов японского флота. Их служба была очень долгой.
Многократные попытки создать им замену так и не увенчались успехом вплоть до
конца 30-х годов. Эти машины исправно служили на катапультах японских линкоров и гидроавиатранспортов, активно применялись в береговых кокутаях, учебных
подразделениях.
В ходе Шанхайского инцидента 1931 года разведчики Тип 14 приняли участие в
блокировании китайского побережья с борта авиатендера "Ноторо". Отдельные машины
еще состояли на вооружении боевых кораблей флота, застав начальную стадию
Второго японо-китайского конфликта в 1937 году. Правда, к тому времени морально
устаревшие самолеты уже к активным боевым действиям не привлекались.
Много списанных разведчиков E1Y были переоборудованы в гражданские пассажирские
и транспортные самолеты. Наиболее популярной было оснащение разведчиков закрытой
пассажирской кабиной вместимостью 3 – 4 чел., при этом место пилота оставалось
открытым. Силовая установка при переоборудовании заменялась на двигатель Napier
Lion II мощностью 450 л.с. Наибольшее количество из таких переоборудованных
разведчиков эксплуатировалось в компании "Nippon Koku Yuso Kenkyusho"
(Исследовательская ассоциация воздушного транспорта Японии) в Сакаи, недалеко от
Осаки. Там эти машины использовались в качестве пассажирских экскурсионных, для
рекламы и геологоразведки. Последние из них еще летали в начале 2-й Мировой
войны.
(c)
Евгений Аранов