В 1925 году японский Императорский флот разработал концепцию, согласно
которой в состав авиазвеньев крупных кораблей должны были входить два типа
катапультных разведчиков-гидропланов, дальние и ближние. Судить, насколько это
было разумным с позиции нашего времени довольно сложно. Но на тот момент даже в
сравнении с концепциями применения поплавковых разведчиков других стран подобное
решение японских адмиралов выглядело достаточно экстравагантно. По мнению
командования, ближние разведчики должны были иметь экипаж из двух человек
обладать автономностью 4-5 часов. Дальние должны были быть крупнее, иметь в
составе экипажа три человека, автономность порядка 9 часов и быть способны
самостоятельно атаковать противника бомбами. То есть, строго говоря, назначение
ближнего разведчика, кроме собственно разведки, подразумевало еще и
корректировку артиллерийского огня "своего" корабля, а дальнего разведчика –
стратегическую разведку в интересах эскадр.
В процессе развития этих типов машин специализация их стала достаточно размыта,
во многом пересекаясь. К концу 30-х годов класс ближнего разведчика был
фактически упразднен, уступив место новому классу – корабельных артиллерийских
корректировщиков с возможностью обеспечения также бомбоштурмовых операций и даже
элементов ПВО, чему способствовало наличие "переднего" стрелкового вооружения.
Но в середине 20-х годов это было еще в будущем.
В описываемый период времени основным корабельным разведчиком японского флота
являлся поплавковый биплан "Ro-go Ko-gata", разработанный в морском арсенале
Yokosho. Машина надежная и вполне современная для конца 10-х годов. Но
стремительное развитие авиации в 20-е годы уже через пять лет оставило этот
самолет в аутсайдерах. Развитие концепции, заложенной в проекте "Ro-go Ko-gata",
позволило арсеналу Yokosho к 1925 году запустить в производство очень удачный
разведчик Тип 15, позднее получивший обозначение Е1Y. Огромная дальность этой
машины и приличная боевая нагрузка оптимально вписывали E1Y в концепцию дальнего
разведчика. А вот с ближним разведчиком не все было так радужно. Состоявший на
вооружении корабельных звеньев небольшой моноплан Hansa-Brandenburg W.33,
строившийся по лицензии фирмами Аичи и Накадзима, этой концепции соответствовал
лишь отчасти. Не смотря на довольно прогрессивную конструкцию, он обладал целым
букетом недостатков, основными из которых были плохая мореходность и
отвратительный обзор нижней полусферы. Ввиду этого, в 1924 году японский
Императорский флот разработал техзадание на замену ближнего корабельного
разведчика "Тип Ганза".
Задание предусматривало устранение главного недостатка немецкого гидроплана -
недостаточную мореходность. Проектные задания были выданы в первую очередь
фирмам Аичи и Накадзима, как наиболее хорошо знакомым с немецким самолетом и
освоившим технологию его производства. В качестве подстраховочного варианта,
вероятно, не желая целиком полагаться на частный бизнес, подобное же задание
получил государственный арсенал в городе Йокосука, авиастроительное отделение
которого на тот момент называлось "Йокошо" - Yokosuka Kaigun Ko-sho. Если
конструктора Аичи и арсенала Йокошо построили свои варианты, обозначенные как "Mi-go"
и "Tatsu-go" соответственно, в целом, очень похожие на немецкий прототип,
повторявшие его концептуально, то на Накадзиме решили пойти своим путем.
К середине 20-х годов фирма, основанная талантливым конструктором Чикухеи
Накадзима (Chikuhei Nakajima), уже имела немалый опыт в разработках гидропланов.
Накадзима, еще работая на военно-морском арсенале Йокошо, в соавторстве другим
флотским офицером, тайи (ст. лейтенантом) Кишичи Умакоши принимал активное
участие в разработке вышеупомянутого корабельного разведчика "Ro-go Ko-gata".
Позднее в компании Накадзима строились по лицензии гидропланы "Ганза",
учебно-тренировочные гидросамолеты Avro 504S и Тип 13 K1Y, была закуплена
лицензия на французский поплавковый разведчик Breguet 19-A2. Короче говоря, у
молодой компании уже был определенный опыт.
После получения приглашения в участии в конкурсе на разработку ближнего морского
разведчика, Накадзима, проанализировав недостатки "Ганзы", в отличие от двух
своих конкурентов сразу отбросил идею ограничиться модернизацией немецкой
машины, остановив свой выбор на достаточно традиционной в то время схеме
цельнодеревянного полутораплана. Такая схема, хоть и не несла в себе ничего
особо прогрессивного, но зато была испытана временем и практически исключала
любые риски. Кроме того, полуторапланная схема также была лучше с точки зрения
хорошего обзора вниз, автоматически устраняя один из недостатков "Ганзы", на
который часто жаловались строевые летчики.
Руководителем проекта был назначен новый главный конструктор фирмы Такао Йошида.
И, надо сказать, что сделанная ставка на простоту и отработанную конструкцию
оправдалась. Прототип самолета был готов в начале 1926 года и вскоре сёса
(капитан-лейтенант) Хисакичи Акаиши поднял его в воздух. Подробных отчетов об
испытаниях не сохранилось, но судя по всему, не все шло гладко. Самолет
отличался неважной устойчивостью. На его счастье у конкурентов дела обстояли еще
хуже, и поэтому флот был вынужден принять именно проект Накадзимы.
Доводка машины заняла несколько месяцев - серийное производство было развернуто
лишь в мае 1927 года, и машина была официально принята на вооружение как
"Морской разведывательный гидросамолет Тип 15 модель 1" или короткое
E2N1.
В целом, E2N1 представлял собой классический продукт своей эпохи –
цельнодеревянный одностоечный полутораплан с полотнятой обшивкой и открытыми
отдельными кабинами двух членов экипажа. Двигатель 8-цилиндровый, жидкостного
охлаждения Mitsubishi "Тип Hi" - лицензионный французский Hispano-Suiza 8F
мощностью 300-320 л.с. В задней кабине располагалась кольцевая турель с
пулеметом Льюис калибра 7.7 мм. Под нижнем крылом самолет мог взять до четырех
30-кг бомб.
В 1928 году был запущен в производство учебно-тренировочный вариант E2N2 или Тип
15 модель 2, в котором в задней кабине располагался второй комплект управления,
а вместо пулеметной турели сдвижной колпак-капюшон для обучения слепым полетам.
Эти две версии выпускались параллельно. Всего в период с 1927 по 1929 год на
Накадзиме было построено 47 самолетов обеих модификаций. К этому количеству
стоит добавить еще два или три гражданских гидроплана, выпущенных на базе E2N в
1930 году в качестве рыборазведчиков для рыболовецких артелей. В 1929 году
производство корабельных разведчиков E2N было передано на фирму Каваниши, где в
период 1929 – 30 гг. было собрано еще 30 машин.
Служба разведчиков Е2N1 была не долгой. Уже в начале 30-х они почти полностью
исчезли из боевых эскадрилий, будучи замененными своими более совершенными
преемниками E4N. Сказалась все же достаточно архаичная для конца 20-х
цельнодеревянная конструкция и не слишком выдающиеся летные данные. Тем не
менее, разведчикам E2N1 посчастливилось стать первыми в японском флоте, для
взлета которых использовалась катапульта. Все предыдущие поплавковые машины
взлетали с орудийных башен линкоров и крейсеров флота. Кроме того, E2N стал
последним цельнодеревянным боевым самолетом в японском флоте. Все более поздние
машины уже имели смешанную или цельнометаллическую конструкцию.
А вот учебным версиям E2N2 повезло несколько больше. Они довольно активно
использовались на авиабазе Касамигаура в составе одноименного кокутай вплоть до
середины 30-х.
(c)
Евгений Аранов