Уголок неба ¦ Aichi E3A

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация первой мировой вспомогательные
   E3A
       
Разработчик: Aichi, Heinkel
Страна: Япония, Германия
Первый полет: 1931
Тип: Самолет-разведчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


 В конце 1928 года Императорский флот Японии сформулировал задание на разработку нового поколения корабельных разведчиков для замены недавно поступивших на вооружение дальнего разведчика Yokosho E1Y2 и ближнего Nakajima E2N1. Приглашения поучаствовать в конкурсе проектов получили фирмы Аичи, Накадзима и государственный арсенал флота в Йокосуке, как наиболее опытные производители гидросамолетов в Японии.

В части дальнего трехместного разведчика как вариант рассматривался проект Аичи, заказанного в Германии поплавкового разведчика конструкции Эрнста Хейнкеля HD.28, который, не смотря на довольно прогрессивную цельнометаллическую конструкцию, оказался неудачным. Взлетный вес под четыре тонны требовал двигатель соответствующей мощности. А примененный на нем 18-цилинровый Lorraine 18F Sirius, оказался слишком сырым. В результате, флот отказался от самолета и сделал ставку на проект арсенала Yokosho, который работал над глубокой модификацией своего удачного E1Y2, получившего обозначение Тип 14 модель 2 Kai-1. Этот проект после ряда доработок, проведенных совместно с фирмой Каваниши, и был принят на вооружение под обозначением Тип 90-3, также известный как E5Y и E5K.

Борьба за флотский контракт на производство ближнего разведчика развернулась между фирмами Накадзима и Аичи. Накадзима представила на конкурс свой вариант разведчика биплана "NZ", позднее получившего обозначение Тип 90-2. Однако, доводка машины, в результате которой был, по сути, спроектирован абсолютно новый самолет, ставший впоследствии очень удачным разведчиком E4N2, затянулась аж на год. В результате в финал вышла фирма Аичи со своим проектом Тип 90-1.

Компания Аичи, тесно сотрудничавшая с немецким конструктором Эрнстом Хейнкелем, и на этот раз решила прибегнуть к его помощи. Итогом стала разработка компактного изящного биплана HD.56. Машина была хорошо проработана с точки зрения аэродинамики. Верхнее крыло, установленное на N-образных стойках без применения расчалок, было вынесено вперед. Таким образом, обеспечивался прекрасный обзор. Силовой набор фюзеляжа сваривался из стальных труб, каркас крыльев деревянный. Обшивка полотняная. Два поплавка с одним реданом были хорошо проработаны с точки зрения мореходности. Особое внимание было уделено удобству применения с катапульт кораблей. HD.56 оснащался новейшим 9-цилиндровым радиальным двигателем Wright Whirlwind J-6 мощностью 220 л.с.

Разведчик Хейнкеля, успешно пройдя летные испытания в Германии, в конце 1929 года, прибыл в Японию летом следующего, 1930 года. В ходе испытаний, проведенных военными летчиками, было отмечено несколько серьезных недостатков. В частности, это касалось недостаточной, по мнению японцев, дальности и скорости самолета. Но также были отмечены и положительные стороны в части прекрасного обзора.

Руководству Аичи удалось убедить представителей флота, что указанные проблемы легко устранимы и главный конструктор фирмы Тецуо Мики взялся за работу, засучив рукава.

Для увеличения динамических параметров машины на новый прототип установили в полтора раза более мощный новейший двигатель собственной японской разработки – радиальный 9-цилиндровый Тип 90 "Tempû" фирмы "Tokio Gasu Denki" или сокращенно "Gusuden", мощностью 300-340 л.с. с двухлопастным деревянным винтом. Этот двигатель, впоследствии получивший обозначение На-13 "Amakaze", что означает "Сильный ветер", с 1939 года производившийся фирмой "Hitachi", был одним из самых удачных авиамоторов в японской истории.

Существенно возросшая мощность более тяжелого двигателя привела к изменению центра масс, что, в свою очередь, потребовало переработки планера. Размах крыльев пришлось уменьшить на 23%. Кроме того, изменения были внесены в схему крепления поплавков, стойки которых на нижнем крыле были сдвинуты внутрь на 30 см. Был уменьшен также размах стабилизатора и высота вертикального оперения. Изменения коснулись конструкции самих поплавков, элеронов и кабины экипажа.

Работы по модернизации затянулись на год. Только в августе 1931 года экипаж в составе летчиков-испытателей Аичи Канекичи Йокояма и Томизо Амагаи совершили первый полет на новой машине, подняв ее с водной поверхности порта Нагоя.

Надо сказать, что все изменения, внесенные Тецуо Мики, не сильно исправили положение с динамикой машины, но конкурирующий проект Накадзимы, в первом прототипе произвел на столько паршивое впечатление, что адмиралы, вероятно, не очень верили, что его удастся довести до ума. Поэтому, проект Аичи решено было принять на вооружение под обозначением "Морской разведывательный гидроплан Тип 90-1" или E3A1.

Выпуск нового разведчика, впрочем, продолжался недолго, ограничившись только 12 построенными экземплярами, поступившими на вооружение в начале 1932 года. Неверие адмиралов в проект Накадзимы не оправдалось. Чуть запоздавший конкурент, получивший обозначение Е4N2, оказался лучше во всех отношениях, надолго заняв место на катапультах японских кораблей.

 Немногочисленные разведчики E3A1 поступили на вооружение нескольких легких крейсеров класса "Сендаи", в частности, базировались на крейсере "Джинцу", некоторые использовались в качестве экспериментальных машин для испытаний новых типов катапульт. Активная жизнь разведчиков Аичи закончилась очень быстро.

Отдельные источники утверждают, что некоторые из них застали начальную стадию Японо-китайской войны, но едва ли такое утверждение имеет под собой почву. К 1937 году все они уже были переведены в класс учебных, некоторые были проданы в гражданские авиакомпании и вскоре списаны.

После списания из японского флота две машины E3A1 были переданы манчжурам, которые в 1936-37 гг. эксплуатировали их в морской полиции.

(c) Евгений Аранов




 ЛТХ:
Модификация   E3A1
Размах крыла, м   11.10
Длина, м   8.45
Высота, м   3.67
Площадь крыла, м2   34.50
Масса, кг  
  пустого самолета   1118
  максимальная взлетная   1600
Тип двигателя   1 ПД Type 90 Gusuden Tempu
Мощность, л.с.   1 х 300
Максимальная скорость, км/ч   198
Крейсерская скорость, км/ч   125
Практическая дальность, км   740
Скороподъемность, м/мин   164
Практический потолок, м   4710
Экипаж, чел   2
Вооружение:   один передний неподвижный 7.7-мм пулемет,
  один 7.7-мм пулемет на турели установленный в задней кабине, две 30-кг бомбы


 Доп. информация :


  Фотографии:

 E3A1
 E3A1
 E3A1
 E3A1
 Гражданские E3A1

  Схемы:

 E3A1

  Варианты окраски:

 E3A1     (c) Zygmunt Szeremeta
 Гражданский E3A1     (c) Zygmunt Szeremeta
 E3A1 манжурской морской полиции    (c) Zygmunt Szeremeta




 

Список источников:

Евгений Аранов. Поплавковые самолеты Японии
de Agostini. Мировая Авиация. Heinkel He 56 и He 62
Putnam. Robert C. Mikesh, Shorzoe Abe. Japanese Aircraft 1910-1941
Tadeusz Januszewski, Krzysztof Zalewski. Japonskie samoloty marynarki 1912-1945


Уголок неба. 2016 



 

  Реклама: