В конце 1928 года Императорский флот Японии сформулировал задание на
разработку нового поколения корабельных разведчиков для замены недавно
поступивших на вооружение дальнего разведчика Yokosho E1Y2 и ближнего Nakajima
E2N1. Приглашения поучаствовать в конкурсе проектов получили фирмы Аичи,
Накадзима и государственный арсенал флота в Йокосуке, как наиболее опытные
производители гидросамолетов в Японии, позднее к работе была подключена фирма
Каваниши.
Строго говоря, в работе над дальним трехместным разведчиком, как такового
жесткого соперничества не было. Предполагалось, что работа будет происходить в
тесной связке между компаниями. Лишь государственный военно-морской арсенал в
Йокосука – "Йокошо" должен был работать независимо. Штаб авиации флота Kaigun
Koku Hombu главную ставку делал именно на него. Предполагалось, что инженерная
группа арсенала, возглавляемая Джиро Саха, будет суммировать технические решения
остальных участников проекта.
Несколько ранее, в части дальнего трехместного разведчика как вариант
рассматривался проект Аичи, заказанного в Германии поплавкового разведчика
конструкции Эрнста Хейнкеля HD.28. Немецкий разведчик, проходивший испытания в
Японии в 1927 году, не смотря на довольно прогрессивную цельнометаллическую
конструкцию, оказался неудачным. Взлетный вес под четыре тонны требовал
двигатель соответствующей мощности, а примененный на нем 18-цилиндровый Lorraine
18F Sirius, оказался слишком сырым. Однако, идеи, заложенные Хейнкелем, нашли
свое отражение в новом проекте.
Первоначальным желанием Джиро Саха была попытка ограничиться глубокой
модификацией своего дальнего разведчика Тип 14 (E1Y2), в общем-то, еще не старой
машины, обладавшей рекордной дальностью. Проект Саха получил обозначение Тип 14
модель 2 Каi-1. Законченный в августе 1928 года, он даже внешне сильно отличался
от своего предшественника.
В первую очередь Саха отказался от достаточно архаичного деревянного силового
набора. Каркас фюзеляжа, сваренный из стальных профилей, в целом, повторял
рекомендованную фирмой Аичи, конструкцию HD.28. Даже внешне обводы фюзеляжа
сильно напоминали немецкую машину. Крылья бипланной коробки "подросли" по
размаху, сохранив, правда деревянный набор. При этом, бипланная коробка также
была совершенно другой конструкции, верхнее крыло которой было смещено вперед
относительно нижнего. При этом консоли имели возможность быстрого демонтажа для
удобства хранения на кораблях. На прототип был установлен новейший английский
9-цилиндровый радиальный двигатель Bristol Jupiter VIII, лицензионное
производство которого, осваивалось на фирме Накадзима. По мощности в 450 л.с он,
правда, ничем особо не превосходил Lorraine-Dietrich 12, используемый на
серийных E1Y2, но обладал значительно большим потенциалом для развития, к тому
же был более доступен. Существенные изменения были внесены в части вооружения
самолета. По мнению Kaigun Koku Hombu концепция дальнего разведчика
рассматривала подобный класс машин в качестве самодостаточного аппарата,
способного, действуя на большом удалении от своих сил, не только самостоятельно
постоять за себя, но и быть способным наносить бомбо-штурмовые удары. В этой
связи в новой машине требовалось не только усиления оборонительного вооружения,
но и наличие наступательного. Поэтому в носовой части Тип 14 модель 2 Каi-1 были
смонтированы два неподвижных синхронных пулемета Виккерс-Е, а стандартная
кольцевая турель с подвижным пулеметом в задней кабине была дополнена нижней
люковой установкой. Для ее размещения в нижней хвостовой части фюзеляжа появился
характерный уступ.
В общем, в итоге, о изначальном проекте Тип 14 в новой машине напоминало лишь
название. Тип 14 модель 2 Каi-1 был, по сути, абсолютно новым самолетом. Об
испытаниях его информации не сохранилось, но видимо, не все прошло гладко, ибо
вслед за прототипом Джиро Саха построил еще два. В первом, обозначенным как Тип
14 модель 2 Каi-1С, Саха вернулся к двигателю жидкостного охлаждения –
12-цилиндровому Lorraine-Dietrich 12 Ed, той же мощности в 450 л.с. Правда,
вместо лобового радиатора на серийных машинах E1Y2, был применен выдвижной
радиатор под носовой частью фюзеляжа, а нос приобрел удлиненную, более
обтекаемую современную форму с коком на двухлопастном винте.
Вторая версия Тип 14 модель 2 Каi-1D, конструктивно аналогичная Каi-1С,
оснащалась радиальным двигателем Nakajima Jupiter VIII той же мощности.
Двигатель располагался открыто в бескапотном исполнении.
Оба варианта показали близкие характеристики, но предпочтение было отдано
варианту с радиальным двигателем "Юпитер", освоенном в производстве на Накадзиме.
Доводка и подготовка к серийному производству была поручена компании Каваниши.
В августе 1931 года Каваниши построила два предсерийных самолета под
внутрифирменным обозначением Тип G, в которые были внесены незначительные
изменения, после чего самолет был официально принят на вооружение как
"Разведывательный гидросамолет Тип 90-3" или коротким обозначением E5Y1.
Производство новой машины было развернуто на заводе Каваниши. До конца 1931 года
там было собрано пять E5Y1 включая два прототипа. Еще 12 собрали в 1932 году.
Некоторые из них несли чуть более мощный 480-сильный английский двигатель
Bristol Jupiter IX.
Впрочем, военные разочаровались в новом самолете. Е5Y1 ни в чем не превосходил
старый E1Y2, а в дальности существенно уступал. Кроме того, отмечалось
существенное ухудшение управляемости. На Каваниши попытались спасти положение и
в 1932 году на части машин установили новый двигатель жидкостного охлаждения Тип
91 – тот же Lorraine-Dietrich, испытанный еще в прототипе, лицензионное
производство которого в версии 12Eb, было освоено на 11-м арсенале флота в Хиро.
Новый двигатель, хоть и более мощный, 500 л.с. в номинальном режиме, и до 620 на
взлетном, в японском исполнении оказался слишком ненадежным. Тем не менее, до
конца 1932 года на Каваниши построили еще 17 самолетов с двигателем Тип 91
(вероятно, некоторые из этих 17 были переделками самолетов с двигателем Юпитер).
Эта версия, напоминавшая длинным носом прототип Тип 14 модель 2 Каi-1С, получила
обозначение E5K1. Флотское название Тип 90-3 было сохранено.
Замена мотора не исправило ситуации с летными характеристиками самолета, который
в конце 1932 года был снят с производства. Отчаявшись получить качественный
дальний разведчик флот был вынужден в 1931 году заказать Аичи модифицированный
вариант старого E1Y - Тип 14 модель 3, который оказался лучше нового Тип 90-3
практически во всех отношениях. Тиражированный в количестве более сотни штук
Е1Y3 пережил своего несостоявшегося цельнометаллического преемника.
Немногочисленные построенные машины E5Y1/E5K1 поступили на вооружение японских
линкоров "Хиуга", "Исе", "Фусо" и "Ямасиро" (по одному на каждом корабле). Также
E5Y1 с двигателем Юпитер базировались на борту гидроавиатранспорта "Ноторо", в
составе авиагруппы которого приняли участие в так называемом "Шанхайском
инциденте" 1931 года. Присутствие этих машин в районе боевых действий было
широко распропагандировано в японских СМИ. В частности освещалась присутствие в
Китае двух самолетов E5Y1, построенных на частные пожертвования, так называемая
программа "Hokoku-go". Один из таких самолетов Hokoku No.1, имевший собственное
имя "Nikke-go" то есть, построенный на пожертвования служащих предприятия "Nihon
Woollen Co Ltd". Другой - Hokoku No.2 ("Hyogo-go") – построенный на средства
жителей префектуры Хиуго. Но, в целом, карьера этой машины была короткой и
бесцветной. Дальний корабельный разведчик Тип 90-3 вошел в историю японской
авиации лишь как первый серийный самолет со сварным металлическим силовым
набором фюзеляжа. (c)
Евгений Аранов
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
E5Y1 / E5K1 |
Размах крыла, м |
14.46 |
Длина, м |
10.81 |
Высота, м |
4.74 |
Площадь крыла, м2 |
55.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1800 |
максимальная взлетная |
3000 |
Тип двигателя |
1 ПД Bristol
Jupiter IX (Hiro Type 91) |
Мощность, л.с. |
1 х
480 (500) |
Максимальная скорость, км/ч |
175 |
Крейсерская скорость, км/ч |
127 |
Продолжительность полета, ч.мин |
6.30 |
Скороподъемность, м/мин |
90 |
Практический потолок, м |
4050 |
Экипаж, чел |
3 |
Вооружение: |
два передних 7.7-мм пулемета, один 7.7-мм
пулемет на подвижной турели в задней кабине и один такой же в
подфюзеляжной турели
две 125-кг или три 60-кг бомбы |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2014
|