Первые опыты с самолетами, базирующимися на подводных лодках, начались еще в 1915 году, когда немцы предприняли попытку запустить модифицированный
гидросамолет "Фридрихсхафен" FF29 с палубы подводной лодки U-12. Но существовавшие в то время субмарины еще не достигли размеров, позволявших разместить на их борту ангар. Между тем, война
привела к качественным изменениям в подводном кораблестроении и уже через два года создание специально предназначенного для действий с подводной лодки самолета стало весьма актуально. Немцы
по-прежнему удерживали в этом вопросе пальму первенства, что, впрочем, и неудивительно. Ведь они сделали ставку на подводную войну. В конце осени 1917 г. начались испытания первого аэроплана,
предназначенного специально для подводных лодок, - небольшого гидросамолета "Бранденбург" W20.
Окончание Первой мировой войны не охладило интерес к новому оружию, и почти все ведущие морские державы вели работы по созданию самолетов для подводных лодок. Великобритания, Франция, США,
Италия, Советский Союз и Германия (после прихода нацистов к власти) разрабатывали, порой весьма успешно, специальные самолеты, приспосабливая для экспериментов обычные подводные лодки и даже
включая порой подводные авиатранспорты в состав своих флотов. Но ни одна из этих стран не занималась массовой постройкой подводных авианосцев, серийным выпуском самих самолетов для них и уж тем
более не применяла массово подобное оружие (хотя немцы и создали довольно оригинальный буксируемый разведывательный автожир "Фокке-Ахгелис").
Иначе обстояло дело в Японии. Предполагая операции на огромных просторах Тихого океана, японские адмиралы остро нуждались в подводных разведчиках, способных вести наблюдение за находящимися на
расстоянии тысяч миль неприятельскими силами. Радиолокаторов еще не существовало, обзор из перископов был невелик, а непосредственное наблюдение с подводной лодки, находившейся в надводном
положении, оказывалось возможным далеко не всегда. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно в Японии были созданы и запущены в серию самолеты, способные действовать с подводных лодок,
а также субмарины-носители.
Японский ВМФ начал свои эксперименты с "подводным" самолетом еще в 1923 году. В них использовался немецкий аэроплан "Каспар-Хейнкель" U-1. Его японская копия под названием "Йокосё" 1-Go была
выпущена в 1927 г. По схеме это одноместный двухпоплавковый биплан, верхнее крыло поднято над фюзеляжем, межкрыльевых стоек не было. Конструкция смешанная, каркас фюзеляжа - из стальных труб,
крылья деревянные, носовая часть и поплавки обшивались дюралевыми листами, остальное - полотном. Двигатель французской фирмы "Рон", радиальный, 9-цилиндровый, мощностью 80 л.с., вращавший
деревянный четырехлопастной винт фиксированного шага, позволял развить скорость 154 км/ч. В сложенном виде (с отстыкованными крыльями и поплавками) аппарат помещался в цилиндрический герметичный
контейнер длиной 7,4 и диаметром 1,7м.
Согласно проекту сборка самолета силами пяти человек должна была занимать четыре минуты, еще минут 10 -12 уходило на подготовку к старту. На разборку требовались две минуты.
В течение полутора лет-1927-28 гг. - прошли интенсивные испытания 1-Go на подводном минном заградителе 1-21 (переименованном в 1938 г. в 1-121). Цилиндрический водонепроницаемый ангар
разместили на палубе, перемещение самолета осуществлялось краном. В ходе испытаний выяснилось, что сборка и подготовка к вылету занимают не 16, а целых 40 минут, что было совершенно неприемлемо.
Самолет вообще оказался не слишком удачен, что признавал и сам конструктор. Вдобавок водоизмещение лодки оказалось недостаточным, чтобы нести ангаре гидропланом.
Следующим решили приобрести английский Парналл "Пето". Это был первый двухместный самолет подобного типа, к тому же еще и оснащенный новинкой того времени -УКВ радиостанцией. Конструкция
смешанная, с использованием стальных труб в наиболее ответственных частях, поплавки первоначально были деревянными, а позже - дюралюминиевыми. Обшивка - полотно. Габаритные размеры в сложенном
виде позволяли вписать самолет в ангар длиной 7, а высотой и шириной 3,5 м. Инженеры Военно-морского авиационного арсенала в Йокосуке (Yokosuka Kaigun Kosho) Дзиро Саха и Тамэфуми Судзуки
разработали на его базе проект самолета "Йокосё" 2-Go.
Самолет отличался от прототипа уменьшенными размерами и несколько меньшей стреловидностью крыла. На нем использовалась лицензионная копия английского радиального пяти цилиндрового двигателя "Мангуст"
мощностью 130 л.с., выпускавшаяся на фирме "Мицубиси". Особенностью конструкции являлось расположение вертикального оперения под фюзеляжем. К маю 1929 г. самолет закончили и передали флоту,
разместившему его на той же субмарине 1-21. Испытания завершились в сентябре 1931 г.
Полученные результаты Морской генеральный штаб использовал для составления спецификации б-Shi на второй прототип самолета "Йокосё" 2-Go Kai. Двигатель заменили на японский радиальный
7-цилиндровый "Гасудэн Дзимпу" мощностью 160 л.с. Испытания проводились на лодках 1-21 и 1-51. В январе 1932г. их результаты признали успешными и самолету присвоили обозначение
"Морской разведывательный гидросамолет тип 91 модель 1" или E6Y1 model 1. Годом позже первая катапульта для запуска гидросамолетов прошла испытания на лодке 1-51. Серийное производство (8
экземпляров) осуществляла фирма "Каваниси" с 1933 по 1934 годы.
Летом 1932 г. вступила в строй I-5 - первая японская подводная лодка, изначально оснащенная гидросамолетом. Он хранился в разобранном виде в двух цилиндрических контейнерах за рубкой (фюзеляж
отдельно от крыльев и поплавков) и поначалу запускался с воды. Такой способ запуска оказался неудобным, и в 1933 году I-5 оснастили катапультой. В 1937 - 38 гг. самолеты E6Y1 размещались на
палубах I-6,1-7 и I-8. По некоторым данным они приняли участие в "Шанхайском инциденте", а впоследствии и в начавшейся в 1937 году японо-китайской войне. Последний самолет списали в 1943 г.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
E6Y1 |
Размах крыла, м |
7.80 |
Длина, м |
6.60 |
Высота, м |
3.20 |
Площадь крыла, м2 |
26.70 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
490 |
максимальная взлетная |
760 |
Тип двигателя |
1 ПД Гасудэн Дзимпу |
Мощность, л.с. |
1 х 160 |
Максимальная скорость, км/ч |
186 |
Крейсерская скорость, км/ч |
138 |
Практическая дальность, км |
600 |
Практический потолок, м |
4800 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2020
|