Первый масштабный конкурс авиационных проектов 7-Shi, проведенный штабом
Императорского флота Японии в 1932 году, оказался достаточно удачным опытом. Из
шести программ четыре закончились принятием на вооружение машиной
соответствующего класса. Среди этих проектов были дальний базовый бомбардировщик
Hiro G2H, тяжелый палубный и базовый торпедоносец Mitsubishi 3MT5, палубный
торпедоносец Kugisho B3Y. Но эти машины, не смотря на их принятие на вооружение
авиации флота, можно назвать удачными лишь с некоторыми оговорками. Выпуск их
был очень ограниченным, а боевая карьера недолгой. Лишь четвертый проект
дальнего корабельного разведчика, воплотившегося в самолете фирмы Каваниши E7K,
оказался по-настоящему удачным. Разведчик Каваниши выпускался большими сериями и
состоял на вооружении японского флота более 10 лет.
Надо сказать, что на начало 30-х годов японский флот предпочитал иметь в составе
катапультных звеньев своих крупных боевых кораблей два типа разведчиков –
дальний трехместный и ближний двухместный. Проект дальнего разведчика
технический отдел штаба авиации флота Kaigun Koku Hombu, пройдя через тернии
длительных поисков, также, в конце концов, реализовал в вышеупомянутом E7K.
Тема ближнего разведчика развивалась в японском флоте достаточно планомерно в
течение второй половины 20-х годов, и к 1932 году этот класс был представлен
достаточно совершенным бипланом фирмы Накадзима E4N1 или иначе Тип 90-2, только
что принятым на вооружение. Однако же в эпоху бурного расцвета авиации во всем
мире устаревание авиатехники происходило столь стремительными темпами, что
уповать на удачный проект только что принятого на вооружение боевого самолета
было бы просто преступным.
В то время, как новый разведчик E4N2 еще только проходил испытания, Kaigun Koku
Hombu уже подготовил задание для нового конкурса проектов 8-Shi 1933 года, куда
были включены требования и на новый ближний корабельный разведчик, который
должен был в перспективе заменить на кораблях E4N2. Особо жестких требований к
проектам не выдвигалось, предполагалось что новый разведчик будет чуть быстрее,
чуть дальше, чем проходящий испытания E4N2 Накадзимы, также быть способен
базироваться на стандартных катапультах флота, иметь как курсовое, так и
оборонительное стрелковое вооружение. Оговаривалась наружная подвеска пары
легких бомб с возможностью сброса их с пикирования. Единственным, по настоящему,
жестким требованием задания было обеспечение маневренности поплавкового
разведчика, соизмеримой с современными ему истребителями и применение
авиадвигателя - Nakajima "Kotobuki 2" Кai 1 мощностью 585 л.с.
Задание на разведчик 8-Shi было выдано компаниям Каваниши, Накадзима и Аичи –
давнишним игрокам в области гидроавиации Страны Восходящего Солнца.
Инженеры Накадзимы пошли по пути простой модернизации своего удачного проекта
E4N2, слегка облагородив планер. Новая машина, обозначенная как E8N, сохранила
всю технологическую и эксплуатационную преемственность с предыдущим проектом,
что, в конце концов, и сыграло решающую роль в конкурсе.
Аичи параллельно прорабатывали два варианта – более консервативный биплан АВ-7 и
прогрессивный моноплан АМ-7. Впрочем, начальные прикидки показали, что
монопланная схема машины не имеет особых преимуществ перед бипланной, при
очевидном проигрыше в маневренности, поэтому дальнейшие работы велись только над
проектом АВ-7. Машина Аичи, получившая на испытаниях обозначение Е8А, успешно
летала, но "побороть" конкурента от Накадзимы не смогла.
Проект Каваниши был самым прогрессивным. После успеха с проектом дальнего
разведчика E7K фирма всерьез рассчитывала вторгнуться в сферу морской военной
авиации, потеснив конкурентов. Под это была нанята новая команда молодых
инженеров, возглавляемая бессменным шефом – Эйджи Секигучи.
В мае 1933 года началось проектирование самолета, получившего фирменное
обозначение "Tип P". Для новой машины была выбрана редкая для того времени схема
свободнонесущего моноплана, установленного на один основной и два поддерживающих
поплавка. Самолет очень напоминал внешне появившийся лишь через пять лет
американский OS2U-1 Kingfisher подобного же назначения.
Type P представлял собой двухместный низкоплан смешенной конструкции, оснащенный
девятицилиндровым двигателем воздушного охлаждения Nakajima "Kotobuki 2" Кai 1
мощностью 585 л.с. с металлическим двухлопастным винтом постоянного шага.
Вооружение было представлено парой синхронных курсовых пулеметов Виккерс калибра
7.7 мм и одним турельным Тип 92 того же калибра у стрелка в задней кабине, а
также возможностью подвески пары 30-кг бомб.
Уже к декабрю 1933 года гидросамолет был закончен. Первый полет прототипа
состоялся 8 января 1934 года, а уже через месяц он был передан флоту, где ему
присвоили обозначение E8K1. В ходе испытаний стало ясно, что по сравнению с E4N2
заметно ухудшились характеристики взлета и посадки, а так же снизилась
маневренность. По этим двум характеристикам, как раз особо оговоренным в
спецификации, E8K заметно уступал конкурентам от Аичи и Накадзимы. В результате
к концу февраля 1934 года флот забраковал проект Каваниши и дальнейший конкурс
проходил между проектами Аичи и Накадзимы.
В дальнейшем фирме Kawanishi достался утешительный приз - контракт на
производство 48 экземпляров победителя – достаточно консервативного биплана E8N,
на долгие годы ставшего основным разведчиком японского флота.
(c) Евгений Аранов