Появившийся еще в 1917 году самолет Fairey IIIF даже в 1941 году находился в
эксплуатации, что говорит об удачности его конструкции. В конце 1917 года
гидросамолет Fairey N.10 был подвергнут переделке - в результате появился
самолет сухопутного базирования Fairey IIIA. Авиация британского флота
разместила заказ на 50 двухместных бомбардировщиков корабельного базирования
Fairey IIIA, которые должны были прийти на смену самолетам Sopwith 1
1/2-Strutter. Первый серийный Fairey IIIA поднялся в воздух в Нортхольте в июне
1918 года, однако конец Первой мировой войны не дал самолету продемонстрировать
свой потенциал, а в 1919 году машина была объявлена устаревшей.
Другой вариант, Fairey IIIB, имел такой же фюзеляж и горизонтальное хвостовое
оперение, но отличался крылом и килем большей площади. В малосерийное
производство он все же поступил и даже некоторое время использовался для поиска
мин и минных банок. Было собрано 25 самолетов, первый из них совершил полет в
августе 1918 года. Как и Fairey IIIA, самолет Fairey IIIB оснащался двигателем
Sunbeam Maori мощностью 260 л. с. (194 кВт). Известно, что на заводе для
серийных Fairey IIIB было выделено 60 серийных номеров, но не менее 30 машин на
стапеле были переоборудованы в модификацию Fairey IIIC, который был в целом
аналогичен Fairey IIIB, но имел бипланную коробку неравного размаха - по типу
Fairey IIIA. Значительное улучшение летных характеристик новой машины было
обусловлено использованием двигателя Rolls-Royce Eagle VIII мощностью 375 л. с.
(280 кВт). Первая серийная поставка была осуществлена в ноябре 1918 года -
самолеты получила 229-я эскадрилья, дислоцировавшаяся в Грейт-Ярмуте, графство
Норфолк, а другие машины ушли в 267-ю эскадрилью на Мальту. Однако единственный
случай боевого применения самолета был зафиксирован в районе действия
вторгнувшегося на север Советской России экспедиционного корпуса - в 1919 году
машины были переброшены туда на борту авиатранспорта "Пегасус". Двигатель Eagle
оказался весьма надежным, такой же надежной была и эксплуатация Fairey IIIC, но
всего было собрано только 35 таких самолетов - с 1921 года они стали поступать
на вооружение британских ВВС и заменили ранее выпущенные машины. Несколько
Fairey IIIC пережили военное лихолетье и впоследствии использовались в
гражданской авиации: одна машина, оснащенная сдвижными фонарями и топливными
баками увеличенной емкости, была отправлена на Ньюфаундленд в марте 1920 года -
ее предполагалось использовать в трансатлантическом перелете, который, впрочем,
не состоялся. Длительное время он использовался фирмой "Fairey" в качестве
демонстратора двухместного гидросамолета, но после аварии в Канаде был возвращен
на завод для ремонта и последующей перепродажи.
Fairey IIID, ставший дальнейшим усовершенствованием модификации Fairey IIIC,
обрел ряд существенных усовершенствований. В своем сухопутном варианте он был
первым самолетом, оснащенным шасси с масляно-воздушным амортизатором. Fairey
IIID поднялся в воздух в августе 1920 года. Министерство авиации в соответствии
со Спецификацией 38/22 разместило заказ на данный самолет, всего же британские
ВВС закупили 207 самолетов, из которых 56 имели двигатели Rolls-Royce Eagle, а
остальные оснащались различными вариантами Napier Lion мощностью 450 л. с. (336
кВт). Большинство Fairey IIID эксплуатировалось как поплавковые гидросамолеты в
британских ВМС - с базированием на приморских аэродромах или применялись с
катапульт с борта боевых кораблей. Первыми в 1924 году самолеты Fairey IIID
получили 441-е и 444-е звенья. 30 сентября 1925 года один из данных
гидросамолетов, принадлежащих морской авиации британского флота, впервые
совершил взлет с борта корабля с катапульты в открытом море.
В авиации британских ВМС Fairey IIID заменили собой Parnall Panther и
Supermarine Seagull, они состояли на вооружении девяти подразделений и
базировались начиная от авиабазы Льючарс в шотландской области Файф до базы на
Дальнем Востоке. Самолеты Fairey IIID на флотской службе были обычно
трехместными, но было построено и небольшое количество двухместных
учебно-тренировочных, а также несколько двухместных вариантов для буксировки
мишеней. Важный след в истории Королевских ВВС Великобритании оставил сухопутный
вариант Fairey IIID - в 1926 году четыре такие машины перелетели из Гелиополиса
в Кейптаун и вернулись в Великобританию через Грецию, Италию и Францию, причем
без каких-либо механических поломок. Самолеты преодолели расстояние в 22371 км,
а в Абукире были переделаны в гидросамолеты, после чего вылетели домой - в
направлении Ли-он-Солент.
В ВВС единственной эскадрильей, получившей Fairey IIID, стала 202-я эскадрилья,
сформированная на базе 481-го авиаотряда (звена) авиации Королевских ВМС
Великобритании. На Fairey IIID были получены и экспортные заказы. Один из них -
от Австралии на шесть самолетов, оснащенных двигателями Eagle, первый передан в
Хэмбле заказчику 12 августа 1921 года, а третий австралийский Fairey IIID
совершил в 1924 году перелет по периметру побережья Австралии, преодолев
расстояние 13 789 км и завоевав Кубок Британии. Одиннадцать Fairey IIID были
поставлены португальскому правительству, первые четыре машины имели двигатели
Eagle, а остальные - двигатели Napier Lion. Два самолета были потеряны во время
попыток дальних перелетов, но третий завершил путешествие из Лиссабона в
Рио-де-Жанейро. Два самолета Fairey IIID были проданы в Швецию, а четыре
заказала авиация голландских ВМС - для эксплуатации в Голландской Вест-Индии. В
1924 году гражданский вариант Fairey IIID с двигателем Rolls-Royce Eagle IX был
модифицирован для применения в качестве санитарного самолета в Британской
Гвиане, а другой гражданский самолет использовался в 1927 году в качестве замены
четырехместного DH.50J на авиамаршруте между Хартумом и Кисуму - через месяц он
попал в аварию, его ремонт был признан нецелесообразным.
Обозначение Fairey IIIE, вероятно, не присваивалось ни одной машине, хотя
отдельные источники приписывают его цельнометаллическому самолету для
радиотехнической разведки. Заключительной и самой многочисленной модификацией
стал Fairey IIIF, составивший костяк авиапарка британских ВВС и авиации ВМС в
период между двумя мировыми войнами. Планировавшийся как замена Fairey IIID,
вариант Fairey IIIF был построен в соответствии со Спецификацией 19/24, которая
определяла характеристики двухместного сухопутного многоцелевого самолета для
ВВС и трехместного корректировщика огня/разведывательного самолета для авиации
ВМС. Прототип поднялся в воздух в марте 1926 года и имел деревянные крылья и
деревянно-металлический фюзеляж, но серийные машины отличались уже полностью
металлическим фюзеляжем, а поздние варианты - вдобавок и металлическими
крыльями. Fairey IIIF строился в четырех основных вариантах, но каждый из них
имел несколько подвариантов. Вслед за двумя прототипами последовала предсерийная
партия из 10 самолетов, британская морская авиация получила 352 самолета, из
которых первые 50 включали самолеты предсерийного заказа и 40 самолетов Fairey
IIIF Mk I с двигателями Napier Lion VA, а остальная партия включала 33 самолета
Fairey IIIF Mk II и 269 самолетов Fairey IIIF Mk III различных модификаций, но
все - с двигателями Lion XIA.
Британские ВВС получили 243 самолета - все их варианты имели обозначение Fairey
IIIF Mk IV. Первые поступившие в ВВС самолеты пришли из предсерийного заказа для
ВМС, шесть самолетов были переданы в 1927 году в 47-ю эскадрилью в Хартуме (для
замены самолетов Bristol Fighter). Первыми самолетами, построенными специально
для ВВС, стали 43 машины моделей Mk IV и Mk IVCM, в январе 1928 года они были
поставлены в 207-ю эскадрилью, дислоцированную в Истчёрче - для замены старых
DH.9A.
Самолеты Fairey IIIF выполнили ряд рекордных полетов, но постепенно им на смену
пришел Fairey Gordon - оснащенный звездообразным двигателем вариант, изначально
известный как Fairey IIIF Mk V. Авиация британских ВМС получила первый Fairey
IIIF в 1928 году, он поступил в 440-й отряд (звено) на смену Fairey IIID. После
этого 12 авиаотрядов заменили самолетами Fairey IIIF более старые Avro Bison,
Blackburn Blackburd и Ripon. Самолеты состояли на вооружении авиаотрядов всех
британских авианосцев того времени и дислоцировались на каждой авиабазе морской
авиации, а в варианте поплавкового гидросамолета - находились на вооружении
оснащенных катапультами линейных кораблей и крейсеров.
Самолеты также приняли участие в различных экспериментах, одним из наиболее
интересных стало переоборудование трех самолетов для автоматического управления
или радиоуправления при использовании в качестве самолета-мишени для тренировки
артиллерийских расчетов. Под обозначением Queen IIIF первые два самолета были
запущены с катапульты британского авианосца "Вэлиант" в январе и апреле 1932
года, но оба потерпели аварию после 18 и 25 секунд полета, соответственно. А вот
третий самолет успешно поднялся в воздух в сентябре 1932 года, а в январе 1933
года он был запущен в свой первый полет как мишень - также успешно. Самолет
Queen IIIF выжил - флотские артиллеристы, потратив два часа и весь боезапас, так
и не смогли сбить его. Однако в мае 1933 года британские моряки все же
подтвердили свое высокое мастерство - после 20 минут стрельбы самолет-мишень был
сбит на высоте 2440 м неподалеку от Мальты.
Оснащенный поплавками Fairey IIIF с ноября 1932 года стали заменять на Hawker
Osprey, перевооружение было закончено к 1935 году. Остальные Fairey IIIF с 1933
года стали заменяться на Fairey Seal - принятый на вооружение британских ВМС
аналог самолета Gordon. Известны следующие экспортные поставки самолетов Fairey
IIIF: три машины в Авиакорпус ирландской Армии, шесть - в Аргентину, две - в
Новую Зеландию, десять - в Грецию и одну - в Чили. На самолетах Fairey IIIF
устанавливались различные двигатели, в том числе - звездообразный Armstrong
Siddeley Jaguar VI мощностью 460 л. с. (343 кВт) и двигатель с водяным
охлаждением Lorraine 12Ed мощностью 450 л. с. (336 кВт), которым оснащались
самолеты для Аргентины. На них позднее были установлены звездообразные двигатели
Armstrong Siddeley Panther VI мощностью 550 л. с. (410 кВт). Другими
двигателями, устанавливавшимися в экспериментальных целях, были Rolls-Royce
Kestrel II мощностью 635 л. с. (474 кВт), Panther IIА мощностью 525 л. с. (391
кВт), Bristol Jupiter VIII мощностью 520 л.с. (388 кВт) и Napier Culverin
аналогичной мощности, а также выпускавшийся по лицензии дизельный двигатель
Junkers Jumo 205C.
Несколько Fairey IIIF эксплуатировались в гражданской авиации, один из них -
модель Mk IIIM - в 1934 году принимал участие в гонках на приз Мак-Робертсона на
маршруте из Великобритании в Австралию. Самолет остался в Австралии, а в 1936
году был перерегистрирован в Новой Гвинее. В 1930 году два самолета Mk IIIM были
проданы авиакомпании "Air Survey Co. Ltd", но в том же году один из них был
потерян, а другой продолжал аэрофотосъемку до 1934 года.
Модификации
: |
|
|
Fairey IIIA |
двухместный колесный самолет-разведчик c Sunbeam Maori II мощностью 260 л.с. 50 экземпляров. |
Fairey IIIB |
трехместный патрульный гидросамолет с тем же двигателем. 30 экземпляров. |
Fairey IIIС |
многоцелевой двухместный гидросамолет с 375-сильным ПД . 36 экэемпляров. |
Fairey IIID |
доработанный вариант IIIC с ПД Rolls-Royce Eagle или Napier Lion (450 л.с.). 227 экземпляров. |
Fairey IIIE |
обозначение для самолета Fairey Ferret. |
Fairey IIIF Mk.I |
первая серийная версия Fairey IIIF. Трехместный биплан-корректировщик и разведчик с поршневым двигателем Napier Lion VA,
конструкция из композитного дерева и металла. 55 экземпляров. |
Fairey IIIF Mk.II |
трехместный биплан с поршневым двигателем Napier Lion XIA. 33 экземпляров. |
Fairey IIIF Mk.III |
трехместный биплан с тем же двигателем, но с цельнометаллический. 291 экземпляров. |
Fairey IIIF Mk.IV |
двухместный биплан общего назначения для RAF. 243 экземпляров. |
Fairey IIIF Mk.V |
первоначальное обозначение Fairey Gordon. |
Fairey IIIF Mk.VI |
первоначальное обозначение Fairey Seal. |
Fairey Queen IIIF |
радиоуправляема мишень. 3 построено. |
Fairey IIIM |
гражданская версия. 3 построено. |
Fairey F.400 |
вариант IIID для трансатлантического перелета с крыльями увеличенного размаха (18.59 м). |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Fairey IIIF Mk.III |
Размах крыльев, м |
13.94 |
Длина, м |
10.82 |
Высота, м |
4.26 |
Площадь крыла, м2 |
41.20 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1779 |
максимальная взлетная |
2858 |
Тип двигателя |
1 ПД
Napier Lion XIA |
Мощность, л.с. |
1 х 570 |
Максимальная скорость , км/ч |
209 |
Крейсерская скорость , км/ч |
174 |
Продолжительность полета, ч |
4 |
Практический потолок, м |
6095 |
Экипаж, чел |
2-3 |
Вооружение: |
один неподвижный, направленный вперед 7,7-мм пулемет Vickers и 7.7-мм пулемет Lewis,
установленный в задней кабине;
до 227 кг бомб. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2022
|