Воодушевленный успехом своей
четвертой модели, Henry Farman продолжил ее совершенствование. Он
убедился в необходимости гондолы, защищающей пилота и снижающей
аэродинамическое сопротивление, отказался от использования переднего
руля высоты, соединил элероны так, что когда один опускается, то другой
поднимается. В 1912 году появился самолет HF.15, вобравший в себя
все новшества. Двухместный полутораплан с толкающим винтом. Конструкция смешанная. Продольные балки хвостовой фермы, контуры оперения и элементы шасси из стальных труб, крылья деревянные с полотняной обшивкой, гондола выклеена из фанеры.
Верхнее крыло этого самолета было значительно большего размаха, чем
нижнее. Элероны на нижнем крыле отсутствовали, а на верхнем занимали
большую часть размаха крыла. Балки хвостовой фермы были не параллельны,
а сходились к рулю поворота. Руль высоты монопланный. На самолетах
устанавливались ротативные двигатели Гном от 70 до 100 л.с., не
требовавшие громоздких радиаторов для охлаждения.
HF.16, созданный в середине 1913 года по требованию военных,
отличался несколько меньшими размерами, площадью крыльев и рядом
незначительных технологических усовершенствований. Этот тип выпускались
серийно на заводе фирмы Фарман в Билланкурте, и на российских заводах Щетинина, Лебедева и "Дукс". Всего в России построено около 300
F.16. Самолеты отличались
исключительной простотой пилотирования и надежностью. Уже в 1913-м
Фарман HF.15 был принят на вооружение французских, английских,
российских и бельгийских ВВС в качестве связной и разведывательной
машины. Позднее самолет появился в Италии, Румынии и некоторых других
странах. В начале Первой
мировой войны Фарманы широко применялись на всех фронтах. Однако вскоре
сказалась слабая энерговооруженность этих машин, не позволяющая должным
образом вооружить самолет. Установка пулемета и принятие на борт даже
небольшой бомбовой нагрузки резко ухудшали и без того невысокие летные
характеристики. В результате к лету 1915 они были отправлены в учебные
части. На восточном фронте, в России, они продержались на фронте
несколько дольше, а последующая гражданская война заставила еще раз
использовать их по прямому назначению - в качестве разведчиков и
самолетов связи.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
HF.16 |
Размах крыла, м |
13.76 |
Длина, м |
8.06 |
Высота, м |
3.16 |
Площадь крыла, м2 |
35.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
410 |
нормальная взлетная |
650 |
Тип двигателя |
1 ПД Gnome |
Мощность, л.с. |
1 х 70 |
Максимальная скорость, км/ч |
90 |
Крейсерская скорость, км/ч |
82 |
Продолжительность полета, ч.мин |
3.20 |
Cкороподъемность, м/мин |
36 |
Практический потолок, м |
2500 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
Не предусмотрено. Иногда в частях ставили подвижный "Кольт", "Виккерс" или "Льюис" на шкворне у летнаба. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2022
|