Идейным вдохновителем создания франко-британской компании "Franco-British
Aviation Company" ("F.B.A."), зарегистрированной в 1913 году в Лондоне,
был француз Луи Шрек, так что нет ничего удивительного в том, что именно
во Франции "F.B.A." проявила наибольшую активность. Сам Шрек в 1911 году
приобрел контроль над французским концерном "Tellier" и затем построил
несколько весьма удачных самолетов сухопутного базирования и
гидросамолетов. Затем он стал управляющим предприятия "F.B.A." во
французском городе Аргентоль, и вскоре при его активном участии было
открыто новое предприятие компании в городе Верной. Одна из летающих
лодок марки F.B.A.-Leveque, построенных на базе модели Donnet-Leveque
Model A и выпущенных небольшой серией, совершила под управлением
знаменитого пилота Андре Бомона (псевдоним лейтенанта флота Конно)
перелет в Брайтон. Там она участвовала в показательных полетах с базы
гидросамолетов, специально построенной по этому случаю знаменитым
британским изобретателем Магнусом Фольком.
Первые серийные летающие лодки компании "F.B.A." Type A оснащались ротативными
моторами Gnome мощностью от 50 до 100 л. с. (37-75 кВт). Они отличались
однореданными деревянными корпусами (лодками), обшивались фанерой и
имели двухстоечные деревянные бипланные коробки с крыльями разного
размаха, имевшими полотняную обшивку. Двигатель устанавливался между
крыльями, он приводил во вращение толкающий воздушный винт. Самолеты
пользовались успехом у частных покупателей, но командование французского
флота не обращало никакого внимания на летающие лодки "F.B.A." вплоть до
начала Первой мировой войны.
К началу 1915 года компания поставила морской авиации Великобритании и
Франции несколько самолетов модели F.B.A. Type B, которая представляла
собой усовершенствованный вариант летающей лодки F.B.A.-Leveque. Самолет
имел складывающиеся крылья, что впоследствии стало характерной чертой
самолетов компании F.B.A., а вскоре после него появилась модель с новым
двигателем и улучшенными летными характеристиками, которая получила
обозначение Type C. На последнюю поступили экспортные заказы, самолет
также лицензионно выпускался за границей.
Экспериментальные самолеты компании "F.B.A.", построенные в
рассматриваемый период, включали: один самолет Type C, оснащенный двумя
ротативными двигателями; самолет Type C, отличавшийся усиленной носовой
частью измененной формы и вооруженный 37-мм пушкой, размещенной в
передней кабине; одноместный самолет с пушкой, имевший фюзеляж в виде
типичной лодки и стандартное колесное шасси. Компания проводила также
испытания амфибийных вариантов всех основных типов своих самолетов.
Следует отметить, что летающие лодки "F.B.A." в годы Первой мировой
войны внесли огромный вклад в борьбу союзников с германскими подводными
лодками.
Россия купила 30 машин типа С с двигателем "Гном-Моносупап"
(100 л. с.), еще 34 построили на заводе Лебедева. С 1915 года заменялась
М-5 Д. П. Григоровича.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Type
B |
Размах крыла, м |
13.68 |
Длина, м |
8.00 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
33.50 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
535 |
нормальная взлетная |
840 |
Тип двигателя |
1 ПД Clerget 9B |
Мощность, л.с. |
1 х 130 |
Максимальная скорость, км/ч |
105 |
Крейсерская скорость, км/ч |
92 |
Практическая дальность, км |
400 |
Практический потолок, м |
2500 |
Экипаж, чел |
2-3 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2022
|