В 1925 году
инженер Руфольф Физир (Rudolf Fizir), при участии Душана Станкова
(Dušan Stankov), разработал проект учебно-тренировочного
самолета для Королевских ВВС Югославии. Новый самолет получил
обозначение Физир Ф1 (Fizir F1), и
стал первой полностью югославской разработкой.
Первый
полет прототипа состоялся в ноябре 1925 года. Это был двухместный
деревянный биплан, оснащенный семицилиндровым двигателем Maybach Mb.IVa
мощностью 260 л.с. (190 кВт.). Самолет имел настолько хорошую
аэродинамику, что в сентябре 1927 года взял первый приз на соревнованиях
Малой Антанты и Польши в категории самолетов до 400 л.с. В результате
был подписан первый контракт на производство малой серии из 20 самолетов
(в дальнейшем заказ увеличили до 32 машин). Серийное производство
учебно-тренировочных самолетов Ф1В Мајбах было передано фирмам
Zmaj и Rogožarski.
Вслед за
этими машинами в течении 1927 и 1928 года было выпущено еще более
двадцати экземпляров самолета, отличавшихся в основном двигателями :
Ф1В-Лорен - с мотором Lorraine-Ditrich 12Eb мощностью 450 л.с. (1
прототип + 15 экземпляров - переделка Ф1В Мајбаха с мотором
Lorraine-Ditrich 12Db мощностью 400 л.с. в 1933
году), Физир Ф1В-Хиспано - с мотором Hispano-Suiza 12Ga мощностью 450
л.с. (1 прототип), Физир Ф1В-Рајт - с мотором Wright Whirlwind J-5
мощностью 220 л.с, (1 прототип + 15 серийных, построенных в 1930 году),
Физир Ф1М-Јупитер - поплавковый вариант с мотором Jupiter
9Ad мощностью 420 л.с., (5 машин построенных в 1930 году), Физир
Ф1Г-Кастор - с мотором Walter-Castor мощностью 240 л.с., (1 прототип
1931 года выпуска) и Физир Ф1Г-Титан - с мотором Walter-Titan мощностью
230 л.с. (1 прототип построен в 1931 году).
Первые 20
машин стали поступать в части Королевских ВВС Югославии в 1928 году и
заменяли устаревшие Hansa-Brandenburg B.I.
Самолеты использовались в летных школах ВВС до 1936 года, после чего
были заменены на более совершенные Fizir FP.
Последним на вооружении оставался морской F1М,
последние экземпляры которого встретили начало Второй Мировой.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Fizir F1V |
Размах крыла, м |
12.71 |
Длина, м |
10.21 |
Высота, м |
3.10 |
Площадь крыла, м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1100 |
максимальная взлетная |
1450 |
Тип двигателя |
1 ПД
Maybach Mb.IVa |
Мощность, л.с. |
1 х
260 |
Максимальная скорость, км/ч |
176 |
Крейсерская скорость, км/ч |
145 |
Практическая дальность, км |
|
Практический потолок, м |
6000 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2015
|