Югославское предприятие Fabrica Aeroplana I Hidroplana Zmaj было открыто в г.Земун в 1927 году и первое время выпускало по лицензии популярные в те годы
французский истребитель Dewoitine D.1, а также тренировочные самолёты фирм Gourdou-Leseurre и Hanriot. Несмотря на загруженность завода военными заказами
ведущий конструктор Zmaj Рудольф Физир нашел время и средства для проектирования
и постройки самолётов собственной конструкции. С 1927 по 1932 гг. на его заводе
мелкими партиями выпускались учебные быпланы Fizir-Maybach и Fizir-Mars, военные самолёт-разведчики Fizir-Wright, Fizir-Lorraine, Fizir-Jupiter, а также
несколько других опытных самолётов. Хотя их общее количество не превысило в
сумме 30 экземпляров опыт отечественного самолётостроения заинтересовал ВВС
Югославии, которые заказали Физиру создание тренировочного самолёта для
начального обучения военных летчиков. Первый прототип такого самолёта Fizir F.P.1 поднялся в воздух в 1929 году.
Его характеристики не вполне удовлетворили требования военного руководства,
поэтому в серийное производство был запущен доработанный вариант F.P.2.
Производство этого самолёта началось в 1934 году и довольно долгое время он
оставался основным тренировочным самолётом югославских ВВС. К апрелю 1941 года, когда Германия вторглась в Югославию, большинство F.P.2
находилось в авиашколах и в боевых действиях они участия не принимали. После
оккупации страны 23 самолёта были переданы Хоратии и использовались не только
для обучения, но и для борьбы с партизанами. Так как самолёты были далеко не
новыми, а поставки запчастей с завода прекратились ещё в 1941 году, количество
F.P.2 сокращалось и к 1944 году у хорватов осталось всего три самолёта этого
типа в летном состоянии. В ходе боевых действий хорватские ВВС лишились
нескольких машин, причем четыре из них стали трофеями сначала партизан, а затем
НОАЮ. Первый самолёт был захвачен в исправном состоянии в конце 1944 г. на одном
из боснийских аэродромов. Затем, когда действия НОАЮ получили активную поддержку
со стороны советской армии и союзников, в руки югославов попали ещё несколько
F.P.2. Вновь приобретенные самолёты свели в Отдельную Штабную Эскадрилью
базировавшуюся в Мостаре и осуществлявшую связь между подразделениями
югославской армии. До окончания войны дожили семь F.P.2, находившиеся в
эксплуатации вплоть до полного списания в 1947 году.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Fizir FP.2 |
Размах крыла, м |
10.80 |
Длина, м |
7.90 |
Высота, м |
2.90 |
Площадь крыла, м2 |
28.80 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
740 |
максимальная взлетная |
1210 |
Тип двигателя |
1 ПД Rakovica
Gnomе-Rhone K-7 |
Мощность, л.с. |
1 х
370 |
Максимальная скорость, км/ч |
238 |
Крейсерская скорость, км/ч |
205 |
Практическая дальность, км |
580 |
Практический потолок, м |
6800 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2016
|