Конструкторами этого самолёта были
два испанских инженера, малоизвестных как на Западе, так и у нас. Артуро
Гонзалес Гил был офицером испанской армии, имел подготовку пилота и стажировался
некоторое время во Франции, работая на фирме Cauderon. В 1925 году он вернулся в
Испанию и преподавал в школе механиков в Куарто Вьентас. С 1933 года Гил работал
техническим директором авиационного предприятия Jorge Loringa. Его компаньон -
Хосе Пазо, также был армейским офицером, что абсолютно не мешало ему заниматься
авиацией. В начале 1920-х гг. он был назначен начальником службы наблюдения
испанской армии, с в 1931-1933 гг. Пазо участвовал в создании самолёта Guinea-Severt
2DDM.
Гил и Пазо встретились на
базе Куарто Вьентас встретились на базе Куарто-Вьентас в конце 1920-х гг.
Совместными усилиями они приступили к разработке легкого одномоторного
самолёта, предназначенного для обучения пилотов. Gil-Pazo No.1 был
построен в 1931 году и своими очертаниями он сильно напоминал британский
Miles M.2 "Hawk". Машина имела деревянно-металлическую конструкцию и
оснащалась двигателем ADC "Cirrus". Об испытаниях этого самолёта
известно довольно мало. С 1932 по 1936 гг. он находился в Куарто Вьентас,
где на нем летали пилоты из ВВС. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Другой самолёт - GP-1,
был построен в 1934 г. и облетан в июле того же года. От GP No.1 он
отличался только некоторыми доработками фюзеляжа и крыла, хотя в целом
конструкция самолёта не изменилась. В ходе испытаний двигатель "Cirrus"
заменили на Walter "Junior", в таком виде представив его на конкурс
учебных самолётов. Конкурентом у него был Adaro 1.E.7 "Chirta", который
по сумме характеристик проиграл машине Гила и Пазо. Испанские ВВС
заказали 100 самолётов GP-1, которые должны были выпускаться на фабрике
Aeronautica Industrial S.A. Налаживанию производства помешала
гражданская война, которая разделила конструкторский дуэт. Будучи
коммунистом, Артуро Гил остался на стороне республиканцев и погиб в
горах Сьерра Гуаддарама. Хосе Пазо, наоборот, симпатизировал
националистам и в сентябре 1936 года перелетел к ним а самолёте GP-4.
Тем временем, в 1937 году,
на базе заводов ASIA и HS было сформировано предприятие SAF-15, которое
занималось выпуском GP-1. Всего построили порядка 30 машин, 13 из
которых попали в Fuerzas Aereas de la Republica Espanola (ВВС
республиканцев) и имели тактические номера EG-014 - EG-040.
В окончанием войны авиация
националистов (Aviacion Nacional Espanola , с ноября 1939 года -
Ejercito del Aire) получила почти все выпущенные самолёты GP-1. Согласно
зарубежным источникам их было 30, причем некоторые из этих машин
эксплуатировались в ВВС Испании до 1956 года, после чего единичные
машины продали частным владельцам. Кроме того, по мере списания, в
1940-е гг. часть машин передали гражданской авиации. Эти самолёты имели
следующие обозначения : 30-96 (EC-BAO), 30-98 (EC-AAO), 30-113 (EC-AFY),
30-114 (EC-AFZ), 30-115 (EC-BAR, затем EC-AGA), 30-120 (EC-ADF), 30-125
(EC-AAP, затем EC-ADD), 30-126 (EC-AFP), 30-129 (L.3-129, EC-BAT),
30-149 (EC-AAQ), 30-153 (EC-CAH, затем EC-ACY) i 30-155 (EC-CAM, затем
EC-AGF).
Общий выпуск GP-1 составил
один прототип и 40 серийных самолётов.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
GP-1 |
Размах крыла, м |
11.60 |
Длина, м |
8.50 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
18.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
525 |
нормальная взлетная |
880 |
Тип двигателя |
1 ПД Walter
Junior |
Мощность, л.с. |
1 х 105 |
Максимальная скорость , км/ч |
212 |
Крейсерская скорость , км/ч |
177 |
Практическая дальность, км |
1000 |
Практический потолок, м |
7500 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2018
|