Прочный двухстоечный биплан Hanriot HD.14
наряду с аэропланом Avro Type 504 стал одним из ценнейших учебных
самолетов 1920-х годов. Инструктор и курсант сидели в нем тандемом в
открытых кабинах. HD.14 предназначался для обучения курсантов, поэтому
на его ранней серийной версии из каждой стойки шасси выступали длинные
противокапотажные полозья.
Аэроплан HD.14 выпускался на заводах "Hanriot" c 1920
года до 1928 года. Всего построили 2100
самолетов в 11 различных версиях. Возможно, самым важным стал HD.14ter
(или HD.14/23), показанный на авиасалоне 1922 года в Париже. Он сильно
изменился, сохранив лишь ротативный мотор Le Rhone мощностью 80 л. с. от
исходной модели. Была сокращена площадь крыла; изменены поперечное
сечение фюзеляжа, киль, стойки кабана и бипланной коробки. Была введена
новая система дублированного управления - по патенту фирмы "Hanriot".
Колею шасси уменьшили для возможности погрузки HD.14 на стандартный
армейский прицеп.
Французская армия получила 1925 машин HD.14. Они служили в тренировочных
отрядах различных авиаполков и относились к учебной категории Ep.2.
Немало бипланов HD.14 экспортировалось в Болгарию, Грецию, Мексику и
Испанию. Польша закупила 70 таких машин в 1924 году, а СССР получил 30
аэропланов. В Японию компания "Mitsubishi" ввезла один образец, а затем
в 1925- 1927 годах собрала для японской армии 145 машин HD.14 по
лицензии. Японцы обозначили биплан HD.14 как Mitsubishi Army Type Ki 1
Trainer.
Биплан HD.14 славился своей прочностью и долговечностью.
По мере списании этих аэропланов из частей Министерства обороны многие
машины передали аэроклубам либо частным владельцам. Поэтому в 1930-е
годы биплан HD.14 можно было встретить повсюду. Один HD.14, пилотируемый
лейтенантом Жозефом Торе, установил 27 января 1923 года рекорд на слете
планеристов в Бискре, Алжир. А несколькими днями позже, 3 февраля,
лейтенант Торе взлетел на своем биплане HD.14, поймал у близлежащих гор
восходящие потоки воздуха, заглушил мотор и парил в воздухе 7 часов 3
минуты. 27 августа 1924 года при полете у подножья Альп на высоте всего
лишь 25 м Жозеф Торе остановил мотор HD.14 и смог парить в течение 9
часов 4 минут, набрав при этом высоту 575 м. Наряду с
французскими ВВС, для которых было приобретено 925 экземпляров самолета,
HD-14 поставлялся еще в 16 стран мира, включая
Болгарию, Грецию, Японию, Мексику, Польшу, Советский Союз и Испанию.
Начиная с конца 20-г годов самолеты в больших количествах передаются в
гражданские аэроклубы, где с успехом используются до конца следующего
десятилетия.
Модификации
: |
|
|
HD.14S |
эту санитарную версию ввели
в 1925 году; кабину курсанта заменили на большую открытую секцию в
правом борту фюзеляжа с местом для одних носилок. 24 апреля 1925
года его показали на международном конгрессе медиков, французская
армия заказала свыше 50 машин; в 1925 году два таких биплана продали
Польше. |
HD.141 |
конверсия 1928 года 10 машин
HD.14 и HD.321 для аэроклубов; оснащены ротативным мотором Clerget
мощностью 130 л.с. (97 кВт). |
HD.28 (или H.28) |
экспортная версия HD.14 с
заменой в значительной степени цельнодеревянной конструкции на
металлическую; вариант строился по лицензии в Польше. WWS "Samolot"
собрала 144 машины в 1924-1926 годах, фирма CWL в Варшаве - еще 75;
ВВС Польши получили 10 санитарных H.28S, аналогичных версии HD.14S . |
HD.17 |
двухпоплавковый гидросамолет
для авиации ВМС Франции с хвостовым оперением увеличенной площади и
одним ротативным поршневым мотором Clerget мощностью 130 л.с. (97
кВт). Авиашколы ВМС Франции получили свыше 50 бипланов. Семь HD.17
получили колесное шасси; несколько таких самолетов экспортировали в
Эстонию и Латвию. |
HD.40S |
подобен HD.14S, но смешанной
конструкции, со звездообразным мотором Salmson 9Ас мощностью 120 л.с.
(90 кВт); построено 14 машин. |
HD.41H |
вариант с таким же мотором и
смешанной конструкцией, как HD.40S, но в остальном подобен HD.17, с
рулем направления увеличенной площади и одной общей кабиной для
инструктора и курсанта. В 1925 году малые партии экспортировались в
Грецию и Португалию. |
HD.32 |
построен в 1924 году в виде
прототипа; победил в конкурсе Армии Франции на учебный аэроплан
категории Ep.2. HD.32 строился большой серией, он сохранил общую
конфигурацию HD.14ter, но имел переделанное шасси, меньший размах
крыла, реконструированный хвостовой стабилизатор и смешанную
конструкцию. HD.32 с мотором Anzani мощностью 110 л.с. (82 кВт)
строился по лицензии концерном "Zmaj" и ограниченно использовался в
авиации Армии Югославии; один HD.32 был продан Японии. К 1932 году
большинство французских HD.32S списали. Часть из них переоборудовали
и продали аэроклубам и частным владельцам. |
HD.320 |
в 1926 году построили одну
машину с мотором Salmson 9Ac мощностью 120 л. с. (90 кВт), в
остальном подобна HD.32. |
HD.321 |
другая версия HD.32, но с
мотором Clerget 9B мощностью 130 л.с. (97 кВт). 11 машин заново
построили в 1928 году; позднее четыре HD.14 и четыре HD.320
переделали в версию HD.321. В свою очередь четыре исходных HD.321
переделали в HD.141. |
H.410 |
пять машин построили в 1928
году с ширококолейным шасси исходной модели HD.14 с более
эффективными амортизаторами и с мотором Lorraine 5Pa мощностью 100
л.с. (75 кВт); три машины построили во Франции и продали лицензию
Югославии. |
H.411 |
в 1930 году построили два
самолета по стандарту, подобному H.410, но с мотором Salmson 7Ac
мощностью 95 л. с. (71 кВт). |
LH.412 |
прототипом стала конверсия
второй машины H.410 с мотором Lorraine мощностью 110 л.с. (82 кВт).
Затем последовали единичные переделки пятого H.410 и 143-го HD.32,
плюс четыре заново построенные машины; использовались в авиашколах
компании "Hanriot" . |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
HD-14 |
Размах крыла, м |
10.87 |
Длина, м |
7.25 |
Высота, м |
3.00 |
Площадь крыла, м2 |
34.50 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
555 |
максимальная взлетная |
810 |
Тип двигателя |
1 ПД Le Rhone 9C |
Мощность, л.с. |
1 х
80 |
Максимальная скорость, км/ч |
110 |
Крейсерская скорость, км/ч |
80 |
Практическая дальность, км |
180 |
Практический потолок, м |
4000 |
Экипаж, чел: |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2023
|