Фирма Hispano-Suiza давно знакома любителям авиации прежде всего по своим разработкам в области моторостроения. Однако мало кто знает, что испанский филиал этой фирмы строил
также и самолёты. Первый опыт в данной области был получен при постройке многоцелевого самолёта HS-30, разработанного при содействии французского инженера Андре Бедуасо.
Это был обычный
двухместный моноплан-парасоль с мешанной конструкции и двигателем воздушного охлаждения. Фюзеляж собирался из двух частей - передняя часть была деревянной и обшивалась дюралем,
задняя изготовлялась из дюраля и имела полотняную обшивку. Крыло тоже изготавливали из дерева. Машина предназначалась для использования в летных школах и поэтому не несла никакого
вооружения. Тем не менее испанские ВВС обратили внимание на этот самолёт, предложив установить на него один передний неподвижный и один оборонительный подвижный пулемет калибра
7,7-мм, а под крыльями разместить четыре держателя для мелких бомб. Первый прототип, доработанный по заказу ВВС, получил обозначение
Е.30 и был представлен на испытания в 1930 году. В одном из первых полетов на самолёте загорелся двигатель, в
результате чего прототип Е.30 был полностью уничтожен, однако пилоту Алехандро Гомес Спенсер и наблюдатель Гонзало Табоада смогли спастись на парашютах. На втором прототипе двигатель Hispano-Suiza 8Ab заменили на Hispano-Suiza 9Qa, полностью изготовив машину к началу 1931 года. На этот раз испытания прошли успешно и в 1932 - 1934
гг. предприятия НS выпустили 25 экземпляров Е.30. Серийные самолёты отличались только более мощным двигателем HS 9Qd закрытым капотом NACA. Выпущенные самолёты поделили между ВВС (18 экземпляров) и авиацией флота (7 экземпляров). Большинство Е.30 использовавшихся в ВВС попали в летную школу Кватро Вьентас под Мадридом,
а флотские самолёты принадлежали Escuadrilla de Adastramiento (тренировочной эскадрильи) располагавшейся в Сан Хавьере под Картахеной. После начала гражданской войны только один
Е.30 оказался в руках франкистов. Подавляющее большинство этих самолётов применялось республиканцами в качестве легких бомбардировщиков и разведчиков, действуя в Арагоне и в
Андалузии. С октября 1936 года их стали постепенно заменять на советские Р-5ССС, переводя сохранившиеся самолеты в тыл. Единственный франкистский Е.30 получил тактический номер 32
(по другим данным 32-1) и использовался до середины 1938 года. После завершения боевых действий авиация Франко пополнилась ещё 13 республиканскими машинами (номера 30-131, 30-132,
30-134 - 30-139, 30-161 и 30-185). В составе Ejercito del Aire эти Е.30 служили до 1945 года, а последний самолёт летал в военной Академии в Леоне до 1950 года.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
HS-30 |
Размах крыла, м |
12.00 |
Длина, м |
7.95 |
Высота, м |
3.53 |
Площадь крыла, м2 |
22.47 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
916 |
нормальная взлетная |
1350 |
Тип двигателя |
1 ПД
Hispano Suiza 9Qd |
Мощность, л.с. |
1 х 250 |
Максимальная скорость , км/ч |
225 |
Крейсерская скорость , км/ч |
185 |
Практическая дальность, км |
|
Практический потолок, м |
6500 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
один синхронный 7,7-мм пулемет Vickers и
один оборонительный 7,7-мм пулемет Lewis,
до 40 кг легких бомб |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2018
|