В начале 1930-х гг. переживавшая тяжелейший политико-экономический кризис
Испания старалась не отстать в военном отношении от ближайших соседей. Из-за
недостатка финансирования пришлось отказаться от закупок техники за рубежом,
вместо которого активно стало развиваться лицензионное производство. Однако,
лицензий была плоха тем, что построить можно было только ограниченное количество
единиц боевой техники. Другое дело, когда речь шла о собственных разработках.
В 1934 году испанские ВВС сформулировали требования к тренировочному самолёту
для начального обучения лётного состава. Объявленный конкурс привлёк внимание
трех фирм. Предложенный от фирмы Hispano-Suiza проект инженера Висенте Роа
(Vicente Roa Miranda), известный под обозначением HS-34, представлял собой
расчалочный биплан с неубираемым шасси и двумя кабинами для курсанта и
инструктора. По внешнему виду самолёт напоминал британский de Havilland DH-82
"Tiger Moth" – не исключено, что это был один их прообразов HS-34.
Конструктивно HS-34 была смешанной, деревянно-металлической. Фюзеляж собирался
из стальных труб и имел фанерную обшивку. Кабины инструктора и курсанта были
выполнены открытыми и защищались от набегающего потока воздуха только небольшими
плексигласовыми козырьками. Управление самолётом было дублированным. В передней
части фюзеляжа устанавливался рядный 4-цилиндровый двигатель Walter "Junior"
мощностью 105 л.с. Ёмкость топливного бака составила 100 литров. Силовая
установка оснащалась двухлопастным деревянным винтом постоянного шага.
Силовой набор бипланной коробки крыльев изготовлялся из дерева. Верхнее крыло
соединялось с нижним посредством N-образных стоек. К фюзеляжу крепление
производилось с помощью N-образных подкосов меньшего размера. Для усиления
жесткости конструкции использовались расчалки. Оперение было выполнено по
однокилевой схеме. Руль направления оснащался роговой компенсацией. Шасси
самолёта неубирамое, трехопорное, с хвостовым костылем. Основные колеса имели
пневматические шины и оснащались тормозами.
Испытания прототипа HS-34-1 начались в 1935 году и в целом прошли успешно. В
скором времени был готов второй прототип, отличавшийся более сильным двигателем
de Havilland "Gipsy Major" мощностью 120 л.с., закрылками типа Handley Page и
удлиненными стойками шасси. Этот образец до войны демонстрировался на
международной авиационной выставке в Монжуике (недалеко от Барселоны).
Фирма находилась в ожидании заказа, однако, несмотря на определенные
преимущества (хорошие пилотажные качества, невысокая посадочная скорость,
технологичность сборки и простота в обслуживании), от поставок HS-34 испанские
ВВС отказались. И тут очень кстати интерес к учебному самолёту проявила морская
авиация, давно испытывавшая нехватку специализированной техники. В августе 1935
году был оформлен заказ на 25 единиц HS-34, которые к тому времени переименовали
в Е-34.
Постройка самолётов производилась в тот момент, когда Испания готовилась
вступить в ожесточенную гражданскую войну, поэтому полностью выполнить заказ не
удалось. До июля 1936 года включительно удалось собрать только 5 самолётов,
направленных в авиационную школу Alcantarila в г.Эль Паламар. На первом
прототипе в целях унификации двигатель также заменили на "Gipsy Major".
После начала мятежа выяснилось, что только один Е-34 остался в руках
республиканцев. Остальные использовались франкистами на протяжении всей
гражданской войны по прямому назначению. Последний Е-34 был собран только в 1941
году, когда его устарелость была очевидной. Фирма Hispano-Suiza надеялась
продолжить производство, доработав самолёт под модификацию буксировщика
планеров. Опытный образец обновленного Е-34 поступил на испытания 18-го апреля
1942 года. Тестовые полёты, проведенные лётчиком Фернандо Солисом (Fernando
Floes Solis) подтвердили возможность буксировки легких планеров, однако Aviacion
Militar не поддержали эту инициативу. К тому времени более высокий приоритет
получила программа строительства учебного моноплана HS-41, который, между тем,
оказался намного менее успешным.
Последний собранный Е-34 оказался наиболее долгоживущим из всех самолётов этого
типа. Достаточно долгое время он совершал полёты будучи приписанным к Аэроклубу
г.Севилья, а в 1970-е гг. этот самолёт был передан в испанский Музей Аэронавтики
и Астронавтики в Мадриде.