Появление в 1918 году нового морского разведчика Ro-go ko-gata,
разработанного на арсенале флота "Йокошо" в содружестве двух флотских офицеров, тайи (старших лейтенантов) Чикухеи Накадзима и Кишичи Умакоши, неожиданно явило
на свет весьма удачную конструкцию гидроплана-разведчика, по сути, первой
серийной самостоятельной разработкой в Японии.
Гидроплан Ro-go ko-gata строился большой для 20-х годов серией и использовался
японским флотом до конца 20-х годов. Удачная конструкция боевой машины послужила
поводом для разработки на ее базе учебно-тренировочного самолета, способного
заменить во флотской авиации использующиеся древние гидропланы на базе
конструкции братьев Фарман с толкающим винтом.
К 1920 году Чукухеи Накадзима уже вышел в отставку и организовал собственную
авиастроительную фирму с одноименным названием, поэтому работу над учебным
самолетом взял на себя его бывший коллега Кишичи Умакоши. Опыт разработки
боевого Ro-go ko-gata был использован в полной мере. Концептуально разработанный Умакоши самолет очень напоминал предшественника. За исключением несколько
меньших размеров, учебная машина имела иную конструкцию крыла, заимствованного у
популярного английского Avro 504K, строившегося в Японии по лицензии.
Поплавковое шасси из двух основных и одного хвостового, поддерживающего поплавка
было заимствованно из проекта Ro-go ko-gata. В учебном самолете была
предусмотрена установка целого ряда различных двигателей - Рено мощностью 70 или
100 л.с.; 200-сильный Испано Сюиза или Бенц мощностью 100, 110 или 130 л.с.
Новая машина получила обозначение "Kaigun Yokosho-shiki I-go ko-gata minakami
renshu-ki", что дословно можно перевести, как "Учебный гидросамолет флота тип Йокошо, Модель А, модификация 1" .
Учебный гидроплан I-go ko-gata, увы не разделил успеха своего разведывательного
предшественника, явившись лишь переходной моделью в процессе разработки более
совершенных машин. I-go ko-gata был запущен в серию в 1920 году, а к 1922 году
основным учебно-тренировочным самолетом в японском флоте стала лицензионная
версия английского Авро 504, надолго ставшая классикой в Стране Восходящего
Солнца.
I-go ko-gata был построен в количестве около 70 экземпляров. 24 в 1920 году из
которых десять штук с двигателем Бенц мощностью 130 л.с., десять с двигателем Рено по 70 л.с и по два со 100-сильными Рено и Бенц. В 1921 году было выпущено
еще 42 машины из которых 36 были оснащены двигателями Бенц по 110 л.с. И шесть
штук 200-сильными Испано-Сюиза. Последние шесть машин были выпущены в начале
1922 года с 130-сильными Бенцами.
Гидропланы I-go ko-gata оставались на вооружении до 1924 года, после чего
передавались в гражданское пользование. Гражданские машины получили собственное
имя "Chidori-Go" (Ржанка) и использовались в компании Nippon Koku Yuso Kenkyusho
(Японская транспортная компания воздушных исследований)
На некоторых "списанных" гражданских самолетах I-go ko-gata двигатели заменялись
на 160-сильные Даймлер.
Но, как и большинства цельнодеревянных машин того времени, их век был недолог. К
1926 году видимо ни одного I-go ko-gata на ходу уже не осталось.
(c) Евгений Аранов