В апреле 1924 года только что организованный штаб авиации Императорского
флота Kaigun Koku Hombu, не удовлетворившись достаточно архаичными конструкциями
учебно-тренировочных самолетов, состоявших на вооружении, I-go Ko-gata и
строившегося по лицензии Авро 504К, заказало разработку замены. Задания не
предусматривало какие-то конкретные цифры в ТТХ будущего самолета. Единственным
требованием была возможность замены сухопутного шасси на поплавки.
На начало 20-х годов в плане выбора разработчика практически безальтернативно
выступал Арсенал флота Йокошо в городе Йокосука. Руководителем проекта выступил
главный конструктор авиастроительного отделения Арсенала Масасуке Хашимото,
автор разрабатываемого параллельно проекта поплавкового разведчика Тип 14 Е1Y и
один из участников внедрения английского Авро 504.
В проекте учебно-тренировочного самолета Хашимото отказался от применения
инновационных решений и разработал достаточно ординарную для своего времени
машину, гидропланная версия которой была даже несколько архаичной, с хвостовым
маленьким поддерживающим поплавком помимо двух основных. В середине 20-х от
такой схемы во всех странах уже отошли. Да и в остальном учебно-тренировочный
самолет Хашимото был достаточно характерным продуктом своего времени -
одномоторный цельнодеревянный биплан с полотняной обшивкой и двумя открытыми
кабинами для инструктора и курсанта.
Проект самолета в двух версиях - сухопутного и гидроплана был готов к концу 1924
года, но заводские корпуса Арсенала Йокошо все еще не были восстановлены после
чудовищного землетрясения 1923 года, поэтому постройка прототипов затянулась на
полгода. Первый из них взлетел лишь летом 1925 года. До конца года было
построено два прототипа и четыре предсерийные машины. Самолет понравился морякам
и был принята на вооружение под обозначением "Морской тренировочный Тип 13", две
версии которого получили также короткое обозначение - вариант с колесным шасси
К1Y1, вариант с поплавковым шасси - К1Y2.
Не имеющий своей производственной базы Арсенал Йокошо, пострадавший, как уже
отмечалось выше, после землетрясения, передал права на выпуск учебных самолетов
Тип 13 на фирму Накадзима, которую возглавлял вышедший в отставку бывший офицер
Арсенала Чукухеи Накадзима, сохранивший тесные деловые и дружеские связи со
своей "старой конторой".
Контракт предусматривал выпуск на Накадзима 40 экземпляров учебно-тренировочного
самолета Тип 13 по 20 штук версии K1Y1 и K1Y2. Заказ был выполнен к началу 1928
года. Но это количество не удовлетворило флот. В связи с тем, что преемник
самолета Тип 13, новый Тип 3 K2Y в поплавковом исполнении оказался неудачным, в
1928 году Kaigun Koku Hombu выдал дополнительный заказ на поплавковую версию
K1Y2, которые строились на фирме Каваниши до 1933 года, когда цеха покинула 48
машина. Еще десять штук в 1933-34 годах было построено на фирме Ватанабе. Таким
образом, общее количество тиражированных учебных самолетов К1Y составило 104
экземпляра.
В общем-то надежные и добротные самолеты имели один существенный недостаток -
рядный 6-цилиндровый двигатель Benz Bz III мощностью 130 л.с., выпускаемый по
лицензии фирмой Tokio Gasu Denki или сокращенно "Gusuden" . Японское исполнение
20-30-х годов сводило на нет немецкое качество. У механиков двигатель заработал
имидж сложного, капризного и неремонтопригодного.
Тем не менее учебно-тренировочные самолеты Тип 13 исправно прослужили вплоть до
начала 2-й Мировой войны. Несмотря на явную устарелость конструкции, недостаток
новой учебно-тренировочной авиатехники, выпускавшейся по остаточному принципу,
заставлял держать ветерана на активной службе. Многие, списанные с активной
службы машины использовались на гражданской службе.
(c) Евгений Аранов