После окончания Первой мировой войны японский флот вступил в период быстрого
роста. И одним из направлений развития флота в Японии стала его авиационная
составляющая.
В 1922 году вступил в строй один из первых в мире авианосцев "Хосё", построенный
на верфи Асано в Цуруми. В это же примерно время из нефтеналивных танкеров
перестраивались первые в Японии гидроавианосцы "Камои" и "Ноторо". Таким образом,
очевидно, что в начале 20-х авиационная составляющая флота являлась значительным
элементом.
В становлении молодой японской морской авиации одну из основополагающих ролей
сыграл 19-й лорд капитан Уильям Френсиз Форбс Семпилл, представитель британской
военной миссии в Японии. В 1921 году Семпилл, будучи сам военным летчиком,
активно лоббировал идею британо-японского военно-технического сотрудничества,
помогал оборудовать, организовывать будущие военно-воздушные силы Японии,
обучать персонал по английскому образцу.
В дополнение к организационной работе, которую вел Семпилл в Японии, он имел еще
негласную задачу сплавить в Страну Восходящего Солнца как можно больше
английской авиатехники, оставшейся не у дел после завершения 1-й Мировой войны.
Японцам было предложено довольно большое количество английских самолетов для
покупки и производства по лицензии. Многие из них заняли свое место в составе
японской авиации на долгие годы, оказав значительное влияние на разработку
концепции будущих авиастроительных программ в Японии.
Одним из таких аппаратов стал двухместный учебно-тренировочный самолет Avro 504,
разработанный еще до начала Великой войны, в 1913 году. В течение 1921 года
Японский флот закупил в Великобритании 30 самолетов Avro 504, 20 из которых были
в "сухопутном" исполнении версии Avro 504К (в экспортном исполнении получившие
индекс Avro 504L) и 10 машин, оснащенных двухпоплавковым шасси Avro 504S.
Самолеты исключительно надежные, простые в пилотировании и идеальные с точки
зрения организации на их базы учебного процесса будущих летчиков. При этом
почтенный возраст самолета Avro 504 не играл такой уж значимой роли. Важно было
то, что самолет был достаточно универсален для обучения различным задачам, с
которыми могли столкнуться будущие японские авиаторы. Само собой, приобретение
30 аппаратов не удовлетворяло командование японского флота и решение о
лицензионном производстве было принято практически сразу по окончании испытаний
прибывших из Англии самолетов.
Для подготовки к производству самолетов Avro 504 в Японии было решено
командировать в Англию на завод A V Roe ряд военных специалистов-офицеров флота.
Среди них были капитаны Рюдзо Танака, Томазу Кояма, лейтенанты Кишичи Умакоши,
Мисао Вада, гражданский инженер Кацусуке Хашимото.
Производство самолетов Avro 504 было организовано на фирме Накадзима в 1922
году, где за два года было выпущено 250 машин этого типа в различных версиях.
Еще 30 экземпляров было выпущено компанией Аичи в варианте гидроплана с
двухпоплавковым шасси.
Выпущенные в Японии самолеты Avro 504 обозначались как "Авро сухопутный
Тренировочный" и "Авро тренировочный гидроплан" соответственно. Часто
обозначались упрощенно "Авро L" и "Авро S".
Учебные самолеты Avro 504 активно использовались в японской морской авиации
долгие годы. Лишь в 1928 году их постепенно начали выводить из учебных частей,
заменяя более современными машинами. Тем не менее, многие машины этого типа
использовались различными гражданскими организациями и частными лицами в самых
разных качествах. Некоторые самолеты Авро еще летали в 1938 году.
Учебно-тренировочные самолеты Avro 504 были на столько удачные, что в 1928 году
была предпринята попытка осуществить коренную модернизацию английской машины на
военно-морском арсенале в Йокосуке. Отчасти этой программе способствовала
неудовлетворенность флотом собственной японской конструкции учебного самолета
K1Y, разработанного на арсенале за несколько лет до этого. В принципе, добротные
и надежные машины обладали одним существенным недостатком - тяжелым и громоздким
двигателем водяного охлаждения Benz мощностью 130 л.с. , который был чрезвычайно
сложен в обслуживании. Появление в Англии усовершенствованной модели Avro 504N
удачно совпало с потребностями японского флота.
В 1928 году было заключено лицензионное соглашение на производство этих машин в
Японии. В отличие от английского оригинала с 180-сильным двигателем Armstrong
Siddeley "Lynx" IVC в бескапотном исполнении, японская версия отличалась менее
мощным 5-цилиндровым радиальным Armstrong Siddeley "Mongoose" мощностью 130
л.с., также были некоторые отличия в конструкции шасси и хвостового оперения.
Эта модель получила обозначение "Базовый тренировочный самолёт флота Тип 3
модель 1" или короткое К2Y1. Машина была запущена в производство в июне 1930 года
на заводе фирмы Каваниши, к которой позднее были подключены производственные
линии фирм Ватанабе и Мицубиси.
В январе 1930 года была разработана усовершенствованная версия машины,
первоначально получившая обозначение "Базовый тренировочный самолет Тип 3 Кай
1", оснащенная уже отечественным двигателем - новейшим 7-цилиндровым Gasuden
“Jinpu” модель 2 мощностью 160 л.с. В марте 1932 года эта версия силовой
установки стала стандартной и модель самолета сменила название на "Базовый
тренировочный самолет начальной подготовки Тип 3 модель 2" или K2Y2.
Самолеты К2Y на долгие годы стали основными учебно-тренировочными машинами
начальной подготовки в японском флоте, выпускаясь серийно в течение 10 лет.
Общий объем выпуска составил около 360 экземпляров, из которых шесть опытных
машин выпустил арсенал флота в Йокосуке, 66 штук в 1930-32 году было
тиражировано фирмой Каваниши, 114 штук в период 1931 - 1937 гг выпустила фирма
Ватанабе, 45 штук в 1934году построили на Мицубиси, 126 штук произвели в 1939-
40 гг. на фирме Nippo и три штуки на фирме Сёва построили в 1938-39 гг.
Были также предприняты попытки поставить самолеты K2Y на поплавковое шасси по
образцу ранних самолетов "Тип Авро". Поплавковый вариант К2Y испытывался, но был
отвергнут флотом, что послужило причиной дальнейшей разработке на арсенале в
Йокосуке чисто поплавковой машины, позднее запущенной в серию под обозначением
K4Y, концептуально близкой к конструкции Авро, но каркас которой был сварен из
стальных трубчатых профилей.
Летающие парты K2Y оставались на активной службе в японском флоте до 1943 года,
но так и не были до самого конца 2-й Мировой войны полностью заменены более
современными машинами. В связи с нехваткой производственных мощностей,
учебно-тренировочные самолеты все время выпускались по остаточному принципу,
поэтому курсантам летных школ приходилось довольствоваться такими раритетами,
как древние Авро.
(c) Евгений Аранов