В 1933 году самолетная фабрика в Казанлаке выпускает серию самолетов, получивших
обозначение КБ-2УТ (учебно-тренировочный). Эти самолеты являются копией
итальянского истребителя "Капрони-Ка.113", но с увеличенными на 10% размерами и
установленной второй кабиной для наблюдателя. К этому времени болгарская авиация
испытывает острую нехватку учебных самолетов и появление КБ-2УТ на некоторое
время заполняет вакуум в авиационном парке.
На самолеты этой серии монтируются различные двигатели. Это три типа старых
двигателей с жидким охлаждением, находящихся на складах Lufthansa и подаренные
болгарским самолетостроителям: BMW IV с мощностью 183,8 кВт/250 л.с. и
собственной массой 315 кг; Junkers II с мощностью 169 кВт/230 л.с. и массой 304
кг и Hispano-Surza с мощностью 183,8 кВт/ 250 л.с. и массой 285 кг. Все они с
двухлопастными деревянными винтами. Весной 1934 года готова небольшая серия
самолетов.
Приказом № 102 от 2.VII.1934 г. КБ-2УТ приняты в регулярную эксплуатацию в
болгарской авиации. В ходе эксплуатации однако вскрывается целый ряд недостатков
в конструкции самолета и двигателей. Двигатели - морально устаревшие, рядные, с
жидким охлаждением и относительно малой мощностью при большой массе и габаритах.
К тому времени уже существуют намного более легкие и надежные звездообразные
двигатели с воздушным охлаждением. Но установленные на КБ-2УТ двигатели -
"подарочные", т.е. бесплатные, что разумеется для развивающегося в условиях
хронической нехватки средств болгарского самолетостроения отнюдь не без
значения. Есть болгарская народная мудрость : "Подаренной лошади зубов не
сосчитают (наш вариант - дареной лошади зубы не смотрят". Охладительные системы - ненадежные,
топливные баки - трудно
доступные. Большие габариты двигателей, которые в целом удачно "одеты" в
обтекатели, ухудшают видимость для пилота. Особенно ухудшается обзор спереди при
полетах на малой высоте. Шасси так сконструированы, что при посадке и рулении
самолет проявляет тенденцию к переворачиванию. "Присаженная" кабина для
наблюдателя весьма неудобна. Чтобы исполнять свои обязанности, наблюдатель должен
стоять во весь рост, подвергаясь до пояса встречному потоку.
КБ-2УТ - учебно-тренировочный двухместный биплан для подготовки пилотов и
наблюдателей. Конструкция - смешанная. Корпус - ферма из бесшовных тонкостенных
труб, соединенных газовой сваркой. Обшивка носовой части и верхней части корпуса
до кабины - из дюралевой жести. Остальная часть корпуса обшита импрегнированной
материей, лежащей на профилирующих деревянных стрингерах.
Крылья имеют два деревянных лонжерона. Верхнее и нижнее - одинаковые, связь
верхних полукрыльев с центропланом покрыта
металлической лентой. Верхние и нижние полукрылья связаны посредством N-стоек и
кабельной обтяжки. Элероны типа "Фрайз" установлены на обоих крыльях. Нижние
управляются пилотом посредством мягкого управления, а далее их отклонение
передается
верхним элеронах посредством внешней твердой связи. Обшивка крыльев - из
материи.
Хвостовое оперение - металлической конструкции, обтянутой импрегнированной
материей. Руль направления имеет дефлектор, а руль высоты- управляемый из
пилотской кабины триммер.
Металлическая обшивка корпуса отполирована до серебристого блеска. Матерчатая
обшивка имеет темно-зеленый цвет. На крыльях и по бортам белой краской нанесены
буквенные обозначения национальной принадлежности. На руле направления
горизонтально - болгарское трехцветное знамя.