В ноябре 1925 года технический
отдел штаба Императорской армии Koku Hombu объявил конкурс на создание нового
самолета-разведчика, способного заменить в войсках устаревающий Kawasaki Type
“Otsu I”, строившийся в Японии на основе конструкции французского Salmson 2-А.2
фирмы "Société des Moteurs Salmson".
Задание, армии было разослано в фирмы Кавасаки, Мицубиси и Ишикавадзима, к
которым чуть позже присоединилась Накадзима.
Фирма Мицубиси представила на конкурс разведчик 2MR1 "Tobi" конструкции
немецкого инженера Александра Бауманна. Самолет показал неплохие данные и имел
все шансы выйти в финал, но в одном из демонстрационных полетов в присутствии
высоких армейских чинов потерпел аварию, что послужило поводом для отказа от, в
общем-то, добротной машины.
Только что организованное авиационное направление на кораблестроительной фирме
Ишикавадзима воспользовалось услугами другого немецкого инженера Густава
Лахманна (Gustav Victor Lachmann), знаменитого конструктора с фирмы "Альбатрос"
(Albatros Flugzeugwerke GmbH), который представил цельнодеревянный биплан Т-2.
Но длительная доводка конструкции, сопровождавшаяся постоянными авариями, также
заставила конкурента сойти с дистанции. Позднее фирма Ишикавадзима представила
новую конструкцию Т-3 – цельнометаллический самолет, в основе которого лежала
разработка Фоккера – многоцелевой Fokker C.V, но время было уже упущено.
Компания Накадзима при помощи французских инженеров Андре Мари (Andre Marie) и
Максим Роби ( Maxime Robin) построила скоростной двухместный разведчик-биплан
N-35, в основе которого лежали конструкции французских самолетов аналогичного
класса Potez 25 и Breguet 19.
В ходе одного из испытательных полетов самолет потерпел аварию и восстановлению
не подлежал.
Таким образом в финал вышел проект Кавасаки, получивший внутрифирменное
обозначение KDA-2 (Kawasaki Dockyard, Army, Модель 2), разработанного немецким
конструктором Рихардом Фогтом (Richard Vogt), работавший на фирме Кавасаки с
1923 по 1933 год, в будущем руководитель немецкой авиафирмы Blohm & Voss. С
японской стороны доктору Фогту ассистировал инженер Хисаши Тодзио (Hisashi Tojo)
– родной брат будущего премьер министра Хидеки Тодзио.
Требования армейской спецификации предусматривали создание одномоторного
самолета с максимальной скоростью более 200 км/ч и дальностью полета свыше 1000
км. Вооружение рассматривалось в виде одного неподвижного переднего пулемета и
двух спаренных в кабине стрелка. Разведывательное оборудование должно было
состоять из большой фотокамеры и радиооборудования.
Проектные работы над KDA-2 начались в апреле 1926 года. Первый прототип был
собран на заводе Кавасаки в Кобе в феврале следующего 1927 года. Для своего
проекта доктор Фогт выбрал схему биплана цельнометаллической конструкции.
Обшивка полотняная кроме носовой части фюзеляжа, которая до кабины стрелка
обшивалась листовым дюралем.
Испытательный полет первого прототипа показал превосходные данные. Так
требования армии по скорости были значительно превышены (240 км/ч). Второй и
третий прототипы были готовы в июле 1927 года. На них было установлено
вооружение и фотооборудование. В результате масса их подросла на 250 кг. Эти
прототипы были морем отправлены на испытания на армейский арсенал в Токородзаву,
которые, в целом, подтвердили все заявленные Кавасаки данные. Самолет очень
понравился армейскому командованию. Весь цикл испытаний армейскими летчиками был
проведен безупречно. В праздник Дня Основания Японской Империи 11 февраля 1928
года фирма Кавасаки была объявлена победителем конкурса. Руководству фирмы была
вручена денежная премия в размере 200 тыс йен, а новый разведчик KDA-2 был
официально принят на вооружение Императорской армии как "Тип 88".
Успеху проекта во многом сопутствовал выбор самого мощного из доступных
двигателей – лицензионного BMW VI мощностью 600 л.с., лицензией на производство
которого во время озаботилось руководство Кавасаки.
В процессе испытаний прототипов на них было отработано масса нового для японской
авиации оборудования, включая автопилот "Сперри", трехлопастный винт изменяемого
шага, поплавковое шасси, оборудование для слепых и сверхдальних полетов и т.д.
21 октября 1929 года специально подготовленный Тип 88, имея на борту 1600 литров
топлива, совершил беспосадочный полет по маршруту Тачиараи, о. Кюсю – Пингтунг,
Формоза, преодолев над морем 650 морских миль – около 1200 км за 8 часов.
В феврале 1928 года новый разведчик Тип 88 был запущен в крупную серию на заводе
Кавасаки в Гифу и параллельно на фирме Тачикава.
Уже в начале 1929 года была разработана и запущена в серию новая версия машины,
получившая обозначение Тип 88 модель II, одновременно первая версия получила
дополнительное обозначение модель I.
Тип 88 модель II отличалась носовой частью, в которой лобовой радиатор был
заменен на выносной под носовой частью. Нос самолета, стал выглядеть более
современно, обрел обтекаемый стремительный профиль, а на винт был установлен
кок. Была изменена также форма вертикального хвостового оперения самолета. Это
позволило немного увеличить скоростные данные машины.
Производство разведчиков Тип 88-I и II продолжалось до декабря 1931 года. За это
время на Кавасаки выпустила 520 экземпляров (не считая трех прототипов), еще 187
штук построила фирма Тачикава.
Высокие летные данные разведчиков Тип 88 и большой потенциал конструкции,
позволил без существенных изменений приспособить самолет для других ролей.
В частности, армейская авиация очень нуждалась в пополнении парка своих
немногочисленных легких бомбардировщиков Тип 87, являвшихся адаптацией палубного
торпедоносца В1М фирмы Мицубиси для армейских нужд. Вялотекущие попытки создать
ударный самолет силами армейского арсенала Токородзава не привели к
удовлетворительному результату.
В июне 1929 года Кавасаки провели модернизацию производившихся на фирме
разведчиков Тип 88 модель II для удовлетворения нужды армии в легком
бомбардировщике. Все изменения свелись к усилению нижнего крыла для размещения
на нем бомбодержателей, суммарной грузоподъемностью до 200 кг, в полу кабины
стрелка был размещен бомбовый прицел, а внешнее отличие от разведывательного
варианта свелось к установке пары дополнительных N-образных опор между фюзеляжем
и верхним крылом. В остальном самолет, получивший обозначение "Легкий
бомбардировщик Тип 88" не отличался от разведчика Тип 88 модель II.
Выпуск бомбардировщиков Тип 88 продолжался параллельно с разведчиками на заводах
Кавасаки и Тачикава и вплоть до декабря 1933 года было выпущено 407 штук, из них
370 на Кавасаки и 37 на Тачикава.
Служба разведчиков и бомбардировщиков Тип 88 была долгой и активной. Разведчики
состояли на вооружении передовых частей японской армии с 1929 по 1940 год. Чуть
меньше прослужили бомбардировщики – с 1930 по 1938 год.
Эти машины применялись в боевых действиях в ходе Шанхайского инцидента 1932
года, при оккупации Манчжурии. К концу 30-х годов многие самолеты этого типа
использовались в гражданской авиации в качестве разведчиков погоды, а также в
сельском хозяйстве для распыления химикатов.
В ходе начавшегося в августе 1937 года так называемого "2-го японо-китайского
инцидента", а по сути, крупномасштабной войны, начавший устаревать Тип 88
по-прежнему оставался в частях первой линии, хотя уже начал сниматься с
вооружения.
К началу боевых действий в Китае лишь один дайтай легких бомбардировщиков
(авиаподразделение двухэскадрильного состава) 16-го хико-рентай (авиаполка) был
полностью укомплектован машинами этого типа.
Тихоходный биплан уже не мог всерьез рассматриваться японцами как боевая машина,
но за нехваткой новой авиатехники Тип 88 продолжали использовать. Хотя армейское
командования, отдавая себе отчет в полной боевой беспомощности устаревших
самолетов этого типа, старалось держать их подальше от мест, где стреляют, но,
тем не менее, столкновения с китайскими истребителями все же случались. Итог
этих встреч спрогнозировать не трудно.
Одна из известных встреч состоялась 18 марта 1938 года, когда группа из трех
китайских истребителей И-15 бис 7-й истребительной группы, заметив одиночный
разведчик Тип 88, быстро догнала его, расстреляв как в тире. Никто из экипажа не
выжил. Победу записал себе командир группы капитан Лу Тян Лунг.
До конца 1938 года разведчики Тип 88 еще использовались на фронте, в основном, в
качестве связных, но к ноябрю их окончательно убрали из боевых частей.
Для своего времени разведчики и бомбардировщики Тип 88 были весьма современными
машинами. Этот самолет вошел в историю авиации как первый в Японии
цельнометаллический боевой самолет.
(c)
Евгений Аранов