В ноябре 1930 года немецкий
конструктор доктор Рихард Фогт (Richard Vogt), работавший в компании Кавасаки,
развивая удачный в целом проект истребителя-биплана KDA-5, приступил к
разработке двухместного варианта машины.
Работа Фогта, которому ассистировал будущий главный конструктор фирмы Kawasaki
Kogyo KK Kokuki Такео Дои (Takeo Doi) носила инициативный характер. Руководство
фирмы надеялось заинтересовать армию новой машиной, применение которой могло
быть очень обширным. Незначительные изменения в конструкции позволяли
использовать ее в качестве скоростного ближнего разведчика, двухместного
истребителя, легкого бомбардировщика. Машины подобного класса были весьма
популярны в то время во всем мире.
Проект, получивший внутрифирменное обозначение KDA-6, был готов к февралю 1931
года. В августе было начато изготовление прототипа машины.
KDA-6 представлял собой двухместный цельнометаллический биплан с частично
дюралевой обшивкой. Полотном обшивалось только оперение и поверхности элеронов.
Силовая установка – лицензионная версия двигателя BMW VI, выпускаемая на фирме
Кавасаки, мощностью около 450 л.с. Вооружение составляли два неподвижных
синхронных пулемета Тип 89 калибра 7.7 мм и один пулемет в задней кабине на
кольцевой турели.
На этой машине был испытан любопытный лобовой радиатор, благодаря которому
самолет производит впечатление оснащенным радиальным двигателем. На самом деле
на нем стоял рядный BMW VI. Такой радиатор оказался не состоятельным и вскоре
был демонтирован.
В октябре 1931 года прототип KDA-6 был готов и успешно выполнил программу
испытаний на армейском арсенале в Кагамигахара. Самолет показал прекрасные
результаты. По скорости полета он почти на 100 км/ч превзошел только что
запущенный в производство ближний разведчик Mitsubishi 2MR8.
Вскоре самолет был доставлен на Тачикаву, где испытания были продолжены с
участием армейских пилотов. Машина очень понравилась строевым летчикам, однако
заказа на него не последовало. Вместо этого технический отдел штаба армейской
авиации Kōkū Hombu предложил переработать конструкцию удачной машины в
легкий скоростной бомбардировщик, будущий Ki-3. Единственный выпущенный прототип
был приобретен редакцией газеты "Асахи Шимбун" и использовался в качестве
скоростного транспорта, однако вскоре потерпел аварию.
В ходе ремонтных работ было решено провести модернизацию KDA-6. Двигатель был
заменен на более мощный BMW VIII – 12-цилиндровый водяного охлаждения мощностью
600 л.с. Была смонтирована закрытая кабина с массивным гаргротом, прикрывавшим
грузовой отсек в хвостовой части. Объем топливных баков был увеличена до 1085
литров. Также были усилены стойки шасси и переработано вертикальное хвостовое
оперение.
Модифицированный разведчик получил обозначение А-6. Он совершил свой первый
полет в конце августа 1934 года. В таком виде он был вновь принят редакцией
газеты и получил регистрационный номер "Asahi No.111".
6 сентября 1934 года он совершил дальний перелет Осака – Пекин, преодолев
расстояние 1950 км за 9 часов 47 минут, сделав лишь одну промежуточную посадку в
Сеуле. Чистое полетное время составило 8 часов 26 минут.
А-6 еще долго эксплуатировался редакцией газеты как скоростной самолет связи.
Его следы теряются в 1938 году.
(c) Евгений
Аранов