В 1936 году Аэроклуб Эстонии (Eesti
Aeroklubi)
предложил Латвии наладить выпуск многоцелевого биплана собственной разработки
PON-1.
Латвийское правительство одобрило заключение контракта, после подписания
которого на предприятии LKOD (Лиепайская Военная Фабрика) начал разворачиваться
выпуск самолёта, получившего обозначение KOD-1. Прототипы не строились и первые два самолёта можно было считать предсерийными
экземплярами. Они впервые поднялись в воздух 13 января 1936
годаю. Выпуск самолётов распределился следующим образом: в марте 1936
года собрали 4 экземпляра, в августе - 1 и в декабре 1938 года ещё 3. Сначала на
самолёты устанавливались 5-цилиндровые двигатели Genet Major, но в 1937 году их
заменили на рядные de Havilland "Gipsy Major" (125 л.с.), так как первые имели
проблемы с компрессией и перегревом цилиндров. Их основным местом службы стала авиация национальной гвардии Латвии (Aszargi),
куда были переданы все построенные машины. Первые два KOD-1 были получены 15
марта 1936 года, причем за каждый самолёт Aszargi выплатила от 15000 до 17000
латов, не считая обновления моторов, которое обошлось ещё по 10400 латов за
штуку. И все же сумма вложенная в KOD-1 себя оправдала. Самолёты национальной гвардии
очень интенсивно использовались для обучения лётного состава и принимали участие
в различных акциях и праздниках в Латвии. За всю историю KOD-1 лишь один раз
произошел неприятный случай с его участием. 12 февраля 1938 года пилот Эдвинс
Муиззимниекс совершил на нем перелет в СССР. О причинах этого шага ни одна из
сторон не распространялась, при этом Советский Союз самолёт вернул, а пилота
оставил у себя. Когда Латвия была присоединена к СССР самолёты KOD-1 временно оказались
невостребованными и большая их часть пошла на металл. Единственный пригодный к
полетам KOD-1 в 1941 году включили в состав авиационной школы. При попытке
эвакуации в июле того же года под немецкими бомбами погиб последний самолёт и
его пилот Викторс Крастинс.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
KOD-1 |
Размах крыла, м |
8.20 |
Длина, м |
7.30 |
Высота, м |
2.50 |
Площадь крыла, м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
620 |
нормальная взлетная |
880 |
Тип двигателя |
1 ПД de Havilland
Gipsy Major |
Мощность, л.с. |
1 х 125 |
Максимальная скорость , км/ч |
150 |
Крейсерская скорость , км/ч |
125 |
Практическая дальность, км |
|
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
Варианты окраски:
|
KOD-1
(c) Arvo Vercamer |
|
Уголок неба. 2020
|