В конце 1-й Мировой войны президент и совладелец одной из крупнейших в Японии
судостроительных компаний "Kawasaki Dockyard Company" Мацуката Коджиро (Matsukata
Kojiro) получил информацию о приобретении армейским командованием нескольких
французских аэропланов Salmson 2-А.2. Это известие совпало по времени с
организацией в апреле 1919 года авиастроительного подразделения корпорации Kawasaki. Небольшая дочерняя фирма, которую возглавил отставной флотский офицер Томокечи Такезаки, постепенно выросла в самостоятельную авиастроительную
корпорацию "Kawasaki Kogyo KK Kokuki", расположенную в городе Гифу, в 29 км
севернее Нагои.
Развитие новой отрасли компании шло по пути энергичного изучения иностранного
опыта путем покупки образцов импортной авиатехники и лицензий на ее производство,
приглашения на работу в компанию иностранных специалистов и обучения за рубежом
молодых перспективных японских инженеров.
Таким образом, интерес японской армии в отношении французских разведывательных
самолетов Salmson 2-А.2 удачно совпал с амбициозными планами Коджиро, который
немедленно отправился в Париж на переговоры с руководством фирмы "Société des
Moteurs Salmson" о покупке лицензионных прав на выпуск самолетов этого типа.
Параллельно был заключен контракт с армией на поставку разведчиков Salmson 2-А.2
японского производства.
Переговоры Мацуката Коджиро с французами успешно завершились летом 1919 года.
Помимо лицензии на производство были приобретены два образца самолетов Salmson
2-А.2 и один более совершенный Salmson 7-А.2, которые были доставлены в Японию в
августе 1919 года. В начале 1920 года во Францию на обучение были командированы
японские специалисты – Судзуки, как руководитель проекта, а также
инженеры-механики Казахара, Мива, Хаяши и Нишида.
Любопытно, что японская армия, вероятно, не желая быть зависимой от частной
компании в поставках самолетов, и имея на руках лицензию на производство
авиадвигателей Salmson 9Za, организовала собственное производство самих
самолетов Salmson 2-А.2, под видом ремонтных работ. Производство разведчиков Salmson 2-А.2 было организовано осенью 1920 года на государственном
авиастроительном арсенале Токородзава не смотря на протесты французской стороны
о нарушении авторских прав.
Начало производства в Гифу началось через год, в декабре 1921 года. При этом
фирма Кавасаки смогла на опыте Токородзавы миновать период неизбежных детских
болезней нового самолета. Первые разведчики Salmson 2-А.2, получившие в Японии
собственное обозначение "Otsu I" на Кавасаки собирались из узлов, произведенных
в Токородзава. Первые два самолета "Otsu I" в Гифу были собраны в ноябре 1922
года. Один из них был собран из частей, подпольно произведенных в Токородзаве,
второй изготавливался с нуля.
Испытания разведчиков прошли успешно. Их данные были идентичны французским
прототипам и вскоре армия заказала Кавасаки 45 машин "Otsu I". Заказ был вскоре
увеличен до 300 экземпляров.
Первые серийные машины производства Кавасаки оснащались французскими моторами Salmson 9Za – 9-цилиндровый водяного охлаждения мощностью 230-260 л.с.,
закупленными во Франции в количестве 56 штук. Позднее на Кавасаки наладили их
лицензионный выпуск.
Самолеты производства Токородзава отличались от продукции Кавасаки колесами
шасси. На Кавасаки колеса имели штампованные диски, в то время, как Токородзава
использовала колеса собственной разработки с двойным рядом спиц. В остальном
самолеты двух производителей были идентичны.
Разведчик "Otsu I" представлял собой двухместный биплан цельнодеревянной
конструкции с полотняной обшивкой.
Вооружение представляло собой один-два пулемета Льюис в задней кабине. Иногда
над двигателем устанавливали один синхронный пулемет Виккерс или Максим. Под
нижним крылом также устанавливали бомбодержатели на шесть легких бомб.
Некоторое количество разведчиков "Otsu I" было выпущено с двойным управлением и
использовались в качестве учебно-тренировочных .
По крайней мере два "Otsu I" производства Кавасаки были модифицированы. На них
установили более мощный двигатель Salmson AZ-9 по 300 л.с. и вместо лобового
радиатора использовали пару внешних цилиндрических радиаторов типа "Lambin".
Прирост 100 кг массы компенсировался большей мощностью мотора. Но проблемы с
недовведенными двигателями заставили отказаться от идеи.
Производство разведчиков "Otsu I" на заводе Кавасаки было свернуто в августе
1927 года после выпуска 300 экземпляров. Чуть раньше прекратили выпуск их в Токородзаве, где изготовили еще около 300 штук.
Машины этого типа активно использовались японской армией вплоть до начала 30-х
годов. Довелось им и повоевать. Первое боевое применение их пришлось на октябрь
1922 года в ходе интервенции на советский дальний восток. В ходе боевых действий
во время оккупации Манчжурии, в Шанхайском инциденте 1932 года "Otsu I"
применялись не только как разведчики, но и как легкие бомбардировщики,
штурмовики, связные, постановщики дымовых завес.
Являясь первым японским крупносерийным самолетом разведчики "Otsu I" еще долго
служили как самолеты первичной подготовки в летных школах. Последние из них
дожили до начала 2-й Мировой войны.
(c) Евгений Аранов