Уголок неба ¦ LFG V.19 Putbus

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация первой мировой вспомогательные
   V.19 Putbus
       
Разработчик: LFG
Страна: Германия
Первый полет: 1918
Тип: Самолет-разведчик для подводной лодки
  ЛТХ     Доп. информация
   


Еще задолго до 1914 года в Германии существовали две авиационные фирмы с похожими названиями: L.F.G. (Luftfarhzeug Gesellschaft, читается "Эль-эф-ге") со штаб-квартирой в Берлине и L.V.G. (Luft Verkehrs Gesellschaft, или "Эль-фау-ге") также из Берлина. Возникающая из-за этого путаница особенно беспокоила первую из них, выросшую из предприятия Flugmaschine Wright G.m.b.H., которое до 1912 года выпускало для Европы самолеты по лицензии американцев братьев Райт. В конце концов фирма решила эту проблему, зарегистрировав для своих самолетов торговую марку Roland, под которой самолеты L.F.G. и были известны в последующие годы. Примерно в начале 1918-го название Roland стало постепенно выходить из обихода, но это уже другая история.

Фирма L.F.G. была одной из двух (наряду с Hansa und Brandenburg Flugzeug Werke, где работал начинающий тогда конструктор Эрнст Хейнкель), к которым в апреле 1917 года обратился кайзеровский флот (в лице его авиационной составляющей Marine-Flieger) с заданием на миниатюрный гидросамолет-разведчик, использовать который предполагалось с новых подводных лодок 3000-тонного водоизмещения. Самолет должен был быть одноместным, основными требованиями к нему были малые размеры и возможность быстрой сборки-разборки: составные части аппарата должны были укладываться в пять герметичных контейнеров цилиндрической формы на палубе субмарины. Конструкция – возможно более простая, но устойчивая к воздействию соленой воды. Надо сказать, что до поражения Германии тогда было еще далеко. Несмотря на постоянно ухудшающуюся экономическую и политическую ситуацию в стране и вступление в войну США в том же апреле 1917-го, армия, флот и авиация Германии по-прежнему отличались высокой боеспособностью и техническим оснащением, а во многих отношениях и превосходили войска стран Антанты. Так, на вооружение пехоты поступила невиданная вещь – пистолеты-пулеметы Bergmann, строились передовые по конструкции подводные лодки и даже цельнометаллические самолеты.

Заказ на самолет для подводных лодок первой получила фирма Hansa-Brandenburg, имевшая, пожалуй, наибольший опыт в проектировании гидросамолетов. По этому заданию Эрнст Хейнкель разработал не один, а целых три проекта. Первый – поплавковый биплан – был отклонен еще на "бумажной" стадии осенью 1917 г., так и не получив собственного типового обозначения. Второму проекту – летающей лодке W.20 повезло несколько больше: ее построили в трех экземплярах, несколько отличавшихся друг от друга, но ни один из них в разобранном виде не умещался в упомянутых пяти контейнерах... В 1918-м Хейнкель предложил третий проект – цельнометаллическую летающую лодку-моноплан; но и он не соответствовал требованиям по складыванию, поэтому реализован не был и собственного обозначения также не получил.

В этих условиях флот весной 1918 года обратился к фирме L.F.G. Roland, а точнее – к ее дочернему предприятию в Штральзунде, возглавляемому морским инженером Готтхольдом Баатцем (Gotthold Baatz). Он избрал для решения задачи оригинальный подход. Все в его самолете – цельнодюралевом двухпоплавковом моноплане – было простым до примитивности: монококовый фюзеляж – фактически труба с вырезом для кабины, капот простейшей цилиндрической формы (по некоторым данным, свернутый из стального листа), полусвободнонесущее двухлонжеронное крыло небольшой стреловидности. Самолет проектировался с учетом того, чтобы после разборки его составные части можно было уложить в 5 цилиндрических контейнеров диаметром 70 см и длиной 4 – 4,5 м. Была разработана и схема укладки. В цилиндры No. 1 и 2 укладывались поплавки и более длинные из их стоек; цилиндр No. 3 вмещал хвостовую часть фюзеляжа и более короткие стойки поплавков; цилиндр No. 4 – одну консоль крыла, стабилизатор с подкосами, киль и металлический передний обтекатель кабины; наконец, цилиндр No. 5 – вторую консоль, рули высоты и направления и винт (деревянный, двухлопастный, диаметром 2,40 м). Поскольку консоли крыла из-за большой хорды нельзя было уложить целиком в 70-сантиметровые цилиндры, Баатц сделал их складными вдоль (!) – причем в двух местах каждую, в плоскостях обоих лонжеронов. Все съемные узлы (крылья, оперение, рули, поплавки и их стойки, противопожарная перегородка) для упрощения сборки были снабжены установочными шипами. Двигатель (ротативный 9-цилиндровый Oberursel Ur.II мощностью 110 л.с.) в сборе с капотом, противопожарной перегородкой, топливным и масляным баками как единый агрегат укладывался в трюме подлодки.

Всю эту головоломку пятерка хорошо обученных механиков могла извлечь из контейнеров, собрать и подготовить к вылету в течение получаса. Разборка и укладка в контейнеры занимала и того меньше времени – 15 минут. По крайней мере, такие результаты были достигнуты при испытаниях на земле; на палубе подлодки в открытом море, по-видимому, времени понадобилось бы несколько больше.

Самолет, получивший индекс V.19 и имя Putbus в честь портового города на острове Рюген, был окончен постройкой в сентябре 1918 г. и вскоре облетан где-то на Балтике (точная дата неизвестна) Испытания, неоднократно прерываемые различными переделками и доработками, продолжались до конца войны. Командование Marine-Flieger заказало три серийных V.19, но построить их уже не успели.

Интересно, что после окончания войны сотрудникам завода в Штральзунде удалось спрятать V.19 от союзной комиссии по разоружению и даже втайне продолжить работы! Более того – самолет продолжал летать вплоть до 1923 года; для него была придумана "легенда", согласно которой он являлся абсолютно мирной машиной для разведки косяков рыбы. Но в 1923-м продолжение работ потеряло смысл: самолет устарел, частично подвергся коррозии, рыбаки не имели средств на подобную технику и слабо представляли себе ее использование, а военно-морской флот фактически перестал существовать. Как итог – V.19 разобрали и отдали на слом.







 ЛТХ:
Модификация   V.19
Размах крыла, м   9.56
Длина, м   6.62
Высота, м   3.11
Площадь крыла, м2  
Масса, кг  
  пустого самолета   480
  нормальная взлетная   690
Тип двигателя   1 Oberursel Ur.II
Мощность, л.с.   1 х 110
Максимальная скорость , км/ч   180
Крейсерская скорость , км/ч   155
Практическая дальность, км   360
Скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   1800
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Сборка V.19
 V.19
 V.19
 V.19
 V.19

  Схемы:

 V.19

  Варианты окраски:

 V.19

 



 

Список источников:

Альтернативная История. Первенец подводной авиации. LFG (Roland) V.19 Putbus
Jack Herris. Roland Aircraft of WWI
Putnam. Peter Gray, Owen Thetford. German aircraft of the First World War
Heinz J. Nowarra. Marine Aircraft of the 1914-1918 War
Luftfahrt International 1981-04. Theodor Mohr. Arado Ar234
L'Ala d'Italia 1923-05. Idrovolante "L.F.G." tipo V.19
Histaviation.com. LFG V 19
Helmut Stutzer. Die deutschen Militarflugzeuge 1919–1934
Das Historische Archiv der Stiftung Deutsches Technikmuseum Berlin
L+K 2011-01. Miroslav Balous. L.F.G. (Roland) V.19 Putbus


Уголок неба. 2023 



 

  Реклама: