Еще задолго до 1914 года в Германии существовали две авиационные фирмы с
похожими названиями: L.F.G. (Luftfarhzeug Gesellschaft, читается "Эль-эф-ге") со
штаб-квартирой в Берлине и L.V.G. (Luft Verkehrs Gesellschaft, или "Эль-фау-ге")
также из Берлина. Возникающая из-за этого путаница особенно беспокоила первую из
них, выросшую из предприятия Flugmaschine Wright G.m.b.H., которое до 1912 года
выпускало для Европы самолеты по лицензии американцев братьев Райт. В конце
концов фирма решила эту проблему, зарегистрировав для своих самолетов торговую
марку Roland, под которой самолеты L.F.G. и были известны в последующие годы.
Примерно в начале 1918-го название Roland стало постепенно выходить из обихода,
но это уже другая история.
Фирма L.F.G. была одной из двух (наряду с Hansa und Brandenburg Flugzeug Werke,
где работал начинающий тогда конструктор Эрнст Хейнкель), к которым в апреле
1917 года обратился кайзеровский флот (в лице его авиационной составляющей Marine-Flieger) с заданием на миниатюрный гидросамолет-разведчик, использовать
который предполагалось с новых подводных лодок 3000-тонного водоизмещения.
Самолет должен был быть одноместным, основными требованиями к нему были малые
размеры и возможность быстрой сборки-разборки: составные части аппарата должны
были укладываться в пять герметичных контейнеров цилиндрической формы на палубе
субмарины. Конструкция – возможно более простая, но устойчивая к воздействию
соленой воды. Надо сказать, что до поражения Германии тогда было еще далеко.
Несмотря на постоянно ухудшающуюся экономическую и политическую ситуацию в
стране и вступление в войну США в том же апреле 1917-го, армия, флот и авиация
Германии по-прежнему отличались высокой боеспособностью и техническим
оснащением, а во многих отношениях и превосходили войска стран Антанты. Так, на
вооружение пехоты поступила невиданная вещь – пистолеты-пулеметы Bergmann,
строились передовые по конструкции подводные лодки и даже цельнометаллические
самолеты.
Заказ на самолет для подводных лодок первой получила фирма Hansa-Brandenburg,
имевшая, пожалуй, наибольший опыт в проектировании гидросамолетов. По этому
заданию Эрнст Хейнкель разработал не один, а целых три проекта. Первый –
поплавковый биплан – был отклонен еще на "бумажной" стадии осенью 1917 г., так и
не получив собственного типового обозначения. Второму проекту – летающей лодке
W.20 повезло несколько больше: ее построили в трех экземплярах, несколько
отличавшихся друг от друга, но ни один из них в разобранном виде не умещался в
упомянутых пяти контейнерах... В 1918-м Хейнкель предложил третий проект –
цельнометаллическую летающую лодку-моноплан; но и он не соответствовал
требованиям по складыванию, поэтому реализован не был и собственного обозначения
также не получил.
В этих условиях флот весной 1918 года обратился к фирме L.F.G. Roland, а точнее
– к ее дочернему предприятию в Штральзунде, возглавляемому морским инженером Готтхольдом Баатцем (Gotthold Baatz). Он избрал для решения задачи оригинальный
подход. Все в его самолете – цельнодюралевом двухпоплавковом моноплане – было
простым до примитивности: монококовый фюзеляж – фактически труба с вырезом для
кабины, капот простейшей цилиндрической формы (по некоторым данным, свернутый из
стального листа), полусвободнонесущее двухлонжеронное крыло небольшой
стреловидности. Самолет проектировался с учетом того, чтобы после разборки его
составные части можно было уложить в 5 цилиндрических контейнеров диаметром 70
см и длиной 4 – 4,5 м. Была разработана и схема укладки. В цилиндры
No. 1 и 2
укладывались поплавки и более длинные из их стоек; цилиндр No. 3 вмещал хвостовую
часть фюзеляжа и более короткие стойки поплавков; цилиндр No. 4 – одну консоль
крыла, стабилизатор с подкосами, киль и металлический передний обтекатель
кабины; наконец, цилиндр No. 5 – вторую консоль, рули высоты и направления и винт
(деревянный, двухлопастный, диаметром 2,40 м). Поскольку консоли крыла из-за
большой хорды нельзя было уложить целиком в 70-сантиметровые цилиндры, Баатц
сделал их складными вдоль (!) – причем в двух местах каждую, в плоскостях обоих
лонжеронов. Все съемные узлы (крылья, оперение, рули, поплавки и их стойки,
противопожарная перегородка) для упрощения сборки были снабжены установочными
шипами. Двигатель (ротативный 9-цилиндровый Oberursel Ur.II мощностью 110 л.с.)
в сборе с капотом, противопожарной перегородкой, топливным и масляным баками как
единый агрегат укладывался в трюме подлодки.
Всю эту головоломку пятерка хорошо обученных механиков могла извлечь из
контейнеров, собрать и подготовить к вылету в течение получаса. Разборка и
укладка в контейнеры занимала и того меньше времени – 15 минут. По крайней мере,
такие результаты были достигнуты при испытаниях на земле; на палубе подлодки в
открытом море, по-видимому, времени понадобилось бы несколько больше.
Самолет, получивший индекс V.19 и имя Putbus в честь портового города на острове Рюген, был окончен постройкой в сентябре 1918 г. и вскоре облетан где-то на
Балтике (точная дата неизвестна) Испытания, неоднократно прерываемые различными
переделками и доработками, продолжались до конца войны. Командование Marine-Flieger заказало три серийных V.19, но построить их уже не успели.
Интересно, что после окончания войны сотрудникам завода в Штральзунде удалось
спрятать V.19 от союзной комиссии по разоружению и даже втайне продолжить
работы! Более того – самолет продолжал летать вплоть до 1923 года; для него была
придумана "легенда", согласно которой он являлся абсолютно мирной машиной для
разведки косяков рыбы. Но в 1923-м продолжение работ потеряло смысл: самолет
устарел, частично подвергся коррозии, рыбаки не имели средств на подобную
технику и слабо представляли себе ее использование, а военно-морской флот
фактически перестал существовать. Как итог – V.19 разобрали и отдали на слом.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
V.19 |
Размах крыла, м |
9.56 |
Длина, м |
6.62 |
Высота, м |
3.11 |
Площадь крыла, м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
480 |
нормальная взлетная |
690 |
Тип двигателя |
1 Oberursel Ur.II |
Мощность, л.с. |
1 х
110 |
Максимальная скорость , км/ч |
180 |
Крейсерская скорость , км/ч |
155 |
Практическая дальность, км |
360 |
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
1800 |
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2023
|