Созданная 8 мая 1914 года Генрихом Биром (Heinrich Bier) австро-венгерская
компания Lloyd в начальные годы Первой Мировой войны разработала ряд прототипов
самолетов, однако в серийное производство и последующее принятие на вооружение
частями Luftfahrtruppe (авиация Австро-Венгрии) были запущены лишь разведчики с
C.I по C.III, в основе конструкции которых лежали технические решения немецкой
компании Deutsche Flugzeug Werke (DFW), директором которой Бир был несколько
ранее. Затем в 1916 году главный конструктор компании доктор-инженер Тибор фон
Мельцер разработал разведывательный самолет Lloyd С.IV. Конструкция крыла этого
самолета была упрощенной, и в качестве обшивки вместо полотна использовался
тонкий шпон, но из-за проблем с производством подавляющее большинство
разведчиков Lloyd С.IV получило крылья классической конструкции.
Однако фон Мельцер не стал отказываться от своей идеи и следующей его работой
стал прототип самолета разведчика Lloyd 40.11, в конструкции которого уже не
было ничего из наследия DFW. Первый полет прототипа состоялся в октябре 1916
года. Самолет, имевших характерный внешний вид, показал отличные для своего
времени характеристики. Это объяснялось компактными размерами летательного
аппарата с сосредоточенными массами и удовлетворительной удельной нагрузкой на
крыло. Силовая установка состояла из шестицилиндрового рядного 160-сильного (118
кВт) двигателя Daimler. Планер самолета был деревянным; обшивка фюзеляжа была
фанерной, крылья изготавливались из шпона. Киль, стабилизатор, рули направления
и высоты а также элероны имели полотняную обшивку. После устранения замечаний,
выдвинутых представителями авиационного арсенала (Flars), машина получила
военные оборудование и обозначение Lloyd C.V 46.01. Самолет был передан
авиационной роте Flik 1 и отправлен на русский фронт. Машина на фронте служила
долго и успешно и в дополнение к обычным задачам 4 октября 1917 года сбила
истребитель противника.
Характеристики и управляемость самолета-разведчика Lloyd 40.11 были настолько
хороши, что уже в декабре 1916 года авиационный арсенал приказал компании
изготовить 24 разведчиков Lloyd C.V. Машины, которым был присвоен номер серии
46, должны были оснащаться 185-сильным (136 кВт) двигателем Daimler. Еще 16
самолетов под обозначением Lloyd C.V (WKF) серии 82 были изготовлены компанией
Wiener Karoserie und Flugzeugfabrik. Эти машины были оснащены более мощными
220-сильными (162 кВт) двигателями Benz Bz.IV, выпускавшимися по лицензии
расположенной в Араде компанией Automobil Marta.
18 января 1917 года компания Lloyd получила заказ на изготовление 48 экземпляров
самолетов разведчиков C.V серии 46.5. Одновременно компания WKF получила заказ
на 32 машины серии 82. Самолеты обеих компаний должны были оснащаться
двигателями Bz.IV. 12 февраля компания Lloyd получила еще один заказ на
производство 24 экземпляров самолета-разведчика C.V с двигателем Daimler
мощностью 185 л.с. (136 кВт).
Стандартным вооружением C.V был установленный в кабине стрелка-наблюдателя 8-мм
пулемет Schwarzlose в подвижной установке. Часто подвижный пулемет дополнялся
установленным над центром верхнего крыла контейнером IIVK, в котором размещался
стрелявший вперед вне зоны ометания винта несинхронизированный пулемет
Schwarzlose (в то время синхронные пулеметы в Австро-Венгрии еще проходили
испытания). Вместо стрелка-наблюдателя самолет мог нести дополнительные 50 кг
бомб.
Поставки серийных C.V начались в июле 1917 года. Задержки были вызваны
недостатком двигателей и проблемами с освоением недостаточно квалифицированным
персоналом технологии изготовления обшивки из шпона. С сентября 1917 года
разведчики Lloyd C.V были переданы воевавшим на восточном фронте авиационным
ротам 1, 9, 11, 13, 18. 22, 25. 26, 30, 36 и 52. Самолеты были быстрыми и
маневренными, но строгие в пилотировании и обладавшие недостаточной дальностью
полета. Кроме того, прострелы могли приводить к отделению большей части обшивки
из шпона. В целом самолеты данного типа были сочтены не совсем удачными и
служили, скорее всего, в качестве связных.
Приспособить самолеты к двигателям Benz Bz IV должна была компания WKF, которая
в этом деле испытывала трудности. Чтобы показать, что проблемы лежат не на ней,
а на двигателе, компания WKF оснастила один самолет отрегулированным
шестицилиндровым двигателем Daimler (136 кВт/185 л.с.). Машина получила
обозначение Lloyd C.V (WKF) 80.09 и в сентябре 1917 года была отправлена на
испытания. В начале октября самолет был передан в Асперн, затем в
Винер-Нейштадт, после чего следы машины теряются.
То, что двигатели Benz, изготавливавшиеся в Венгрии по лицензии, были дефектными
объясняется, скорее всего, малым опытом работы компании Automobil Marta с
механизмами, имевшими строгие производственные допуски. Компании WKF пришлось
доработать систему охлаждения двигателя, которая была на 180 кг тяжелее. Первый
C.V (WKF) 82.02 был принят Flars 24 марта 1918 года. В начале июля самолет
провалил испытания на скорость и скороподъемность.
Первые Lloyd C.V серии 46.5 вступили в бой в ноябре 1917 года на итальянском
фронте в ротах 6, 27 и 37. Машины показали себя еще более хуже управляемыми, чем
у предыдущей версии. Справиться с ними могли только очень опытными пилотами. Те
же проблемы испытывали и C.V производства компании WKF м поэтому машины
отправили на русский фронт (в авиационные роты 8 и 13), где обстановка была
более спокойной. Вооружение этих самолетов часто дополнялось охотничьим ружьем в
случае посадки в малонаселенных областях. Несколько машин летали в Албании в
составе авиационных рот 6 и 64 и служили в качестве учебных в 19 и 66 ротах на
реке Пьяве. В августу 1918 года Luftfahrtruppe, которые получили в общей
сложности 144 самолета-разведчика Lloyd C.V, вывели машины данного типа из
состава боевых частей.
В середине сентября польским военным правительством в Люблине был организован
Fliegerzug 1 (авиационный взвод), в состав которого были сведены четыре
экземпляра Lloyd C.V. После войны австрийское правительство предложило Польше в
дополнение к пяти имевшимся машинам этого типа приобрести 55
самолетов-разведчиков Lloyd C.V. Еще несколько машин находились на вооружении
Венгрии и украинских формирований.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
C.V |
Размах крыла, м |
11.00 |
Длина, м |
6.85 |
Высота, м |
2.86 |
Площадь крыла, м2 |
33.01 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
820 |
максимальная взлетная |
1200 |
Тип двигателя |
1 ПД Austro-Daimler |
Мощность, л.с. |
1 х 185 |
Максимальная скорость, км/ч |
178 |
Крейсерская скорость, км/ч |
144 |
Практическая дальность, км |
250 |
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
5000 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
турельный 8-мм пулемет Schwarzlose |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2023