Старейшей авиастроительной компанией Австро-Венгерской империи была
основанная в 1821 году в Вене фирма Jacob Lohner & Co. Естественно, самолёты она
стала выпускать гораздо позже – в 1909-м, а до этого основной её продукцией были
шасси для карет и автомобилей; занималась она также и кузовными работами. Первые
самолёты компании Lohner были предназначены для богатых людей, которые хотели
стать пилотами. Чуть позже компания стала первым в Австро-Венгрии серийным
производителем монопланов Taube, разработанных судетским немцем Игнацем "Иго" Этрихом.
Незадолго до войны разразился скандал с созданным компанией Lohner бипланом
Pfeiflieger: хотя самолёт до войны установил множество рекордов, его бипланная
коробка оказалась недостаточно прочной и послужила причиной ряда аварий со
смертельными исходами (в том числе с гибелью известных в то время людей). В
Чехии компания стала известной благодаря ошибке: рядом с бипланом Knoller С.II,
находящимся в экспозиции пражского Национального технического музея, в течение
десятилетий висела табличка "Lohner С.I"…
В дополнение к многочисленным машинам категории B компанией был разработан
самолёт категории C – самолёт-разведчик Lohner С.I. Это был единственный самолёт
данной категории, представлявший собой оригинальную разработку Lohner и
выпускавшийся серийно – впрочем, построили их всего 40 штук. Поэтому не
удивительно, что руководство фирмы – её владелец Людвиг Лёнер (Ludwig Lohner) и
главный конструктор Бауэр (Bauer) – занялось поиском преемника для этой машины.
Уже в феврале 1916 года они посетили берлинскую компанию Luftfahrzeug
Gesellschaft (LFG; самолёты этой фирмы более известны под торговой маркой Roland),
где пытались приобрести лицензию на производство одного из лучших
самолётов-разведчиков того времени Roland С.II, но безуспешно. Тогда Бауэр
быстро разработал аналогичный проект, а Лёнер 14 апреля 1916 года представил его
Авиационному арсеналу (Fliegerarsenal, сокращенно Flars) – и снова безуспешно…
Инженеры компании Lohner существенно переработали проект, и наконец в августе
1916 года Flars, отвечавший за оснащение авиационных подразделений
Императорско-королевской армии (Luftfahrtruppen – LFT), заказал один прототип
самолёта, а затем еще три.
Постройка первого самолёта, получившего серийный номер 10.19, была завершена в
конце зимы 1917 года. По компоновке он был схож с немецким Roland C.II: высота
фюзеляжа была лишь чуть меньше расстояния между крыльями. Каркас самолёта был
деревянным, фюзеляж имел фанерную обшивку, всё остальное было обтянуто полотном.
Силовая установка состояла из шестицилиндрового рядного двигателя Daimler,
развивавшего мощность 185 л.с. (136 кВт) и вращавшего двухлопастный деревянный
винт. Характерной особенностью самолёта было отсутствие киля, роль которого
должна была играть высокая и сплюснутая с боков хвостовая часть фюзеляжа.
Вооружение должно было быть стандартным и состоять из двух синхронных 8-мм
пулеметов Schwarzlose, установленных в фюзеляже перед кабиной пилота, и одного
подвижного пулемета той же марки и калибра на кольцевой турели в кабине
наблюдателя. Однако, скорее всего, пулеметы на самолёт никогда не
устанавливались.
1 марта 1917 года во время первой официальной инспекции инженеры Flars подвергли
критике недостаточный обзор пилота вперед, потребовали перенести некоторые
шпангоуты фюзеляжа для увеличения размеров кабины наблюдателя, а также усилить
крепления подвижной пулеметной установки.
Первый полёт 10.19 состоялся 4 апреля 1917 года в Асперне под управлением
заводского лётчика-испытателя Кригера (Kriger), конструктор Бауэр находился в
кабине стрелка-наблюдателя. Испытания продолжались до 7 июня 1917 года
(участвовали в них и пилоты Flars) и закончились тем, что арсенал запретил
дальнейшие полёты из-за недостаточной жёсткости и прочности системы межкрыльевых
стоек. Кригер также отказался летать на этом самолёте из-за его очевидной
продольной несбалансированности вследствие чересчур задней центровки.
После всего вышеизложенного машина, получившая к этому времени официальное
типовое обозначение Lohner C.II и новый идентификационный номер 112.01, была
отправлена на завод для установки бипланной коробки новой конструкции. Площадь
крыльев была увеличена, а сами они сдвинуты назад, что должно было обеспечить
более выгодное положение центра тяжести и аэродинамического фокуса.
После модернизации C.II (112.01) был возвращен в Асперн (примерно в июле), и
Кригер в период с 2 августа по 1 декабря 1917 года совершил на нём несколько
полётов, показавших, что самолёт по-прежнему имеет проблемы с устойчивостью и
неудовлетворительной скороподъемностью. Результатом стало прекращение дальнейших
испытаний 112.01 (10.19) и отправка этой машины на склад.
В августе компания Lohner передала заказчику три оставшихся прототипа (112.02 –
112.04). Прототип 112.03 был собран 16 июня, а четыре дня спустя впервые
поднялся в небо. Кригер вновь жаловался на слишком заднюю центровку. В
результате после нескольких полётов в Асперне машина отправилась на склад вслед
за первым прототипом. На следующий день после "ноль третьего" в воздух поднялся
112.04, но и он в августе последовал по пути своих предшественников. Последним
29 июня взлетел формально второй прототип 112.02, и после нескольких полётов всё
с теми же результатами его решили использовать для статических испытаний. Как и
следовало ожидать, планер не отвечал требуемому коэффициенту прочности 5. Полуразобранный самолёт был возвращен на завод, где, судя по записям, находился
как минимум до мая 1918 года.
В конечном итоге военное ведомство заплатило компании Lohner за четыре прототипа C.II, но лишь в октябре 1918 года (когда валюта Австро-Венгрии быстро
обесценивалась) и только в размере 75% рассчитанной компанией стоимости. Военные
при этом ссылались на несоответствие самолёта требованиям, что в общем было
вполне логично с их стороны.
После окончания Первой Мировой войны компания Lohner перестала заниматься
авиастроением, но успешно продолжала производить наземные транспортные средства
– от мопедов до трамваев. В 1970 году она была поглощена канадским концерном Bombardier.
(c) alternathistory.com