Самолет М-15 возник в порядке дальнейшего совершенствования летающей
лодки М-9 с целью получения более высоких летных характеристик. В нем
предполагалась установка более мощного двигателя при одновременном уменьшении
размеров - прежде всего несущей поверхности крыльев. По назначению М-15 являлся
двухместным морским разведчиком с двигателем "Испано-Сюиза" мощностью 150 л.с. При приеме на
службу использовалось флотское обозначение самолета ЩИ - "Щетинин с Испаной".
Изготовление первого опытного экземпляра завершилось в ноябре 1916 г. и после
непродолжительных сдаточных испытаний его отправили для опытной эксплуатации в
морскую школу в Баку. В январе 1917 г. из Баку последовало требование доработок
М-15, основные положения которых сводились к более удобной компоновке управления
и оборудования, более качественному изготовлению.
С точки зрения пилотирования летающая лодка М-15 оценивалась очень хорошо. Она
обладала более высокой полетной скоростью и скороподъемностью чем М-9, особо
отмечали ее высокую маневренность. Уже в ходе серийной постройки в носовой части
оборудовали стрелковую установку для пулеметов "Максим" или "Льюис", причем
встречались как минимум два варианта верхнего грота носовой части лодки.
М-15 определяли как средний тип между истребителем и разведчиком и в боевых
условиях считали более эффективным, чем М-9. Изготовление серии этих летающих
лодок началось со второй половины 1916 г., развивалось не очень стремительно,
однако продолжалась довольно долго. Последние 9 машин сдали флоту в 1921 г.
Всего построили 87 экземпляров М-15.
Большая часть М-15 использовалась на Балтике, ориентировочно до двух десятков на
Черном море (в 1916 г. числилось 8 штук), и два экземпляра в летной школе в
Баку.
Два М-15 после революции достались Финляндии, еще один такой аппарат также
оказался за границами России, после чего судьба его оказалась весьма долгой и
необычной. Этот М-15 с флотским номером ЩИ-1 был оставлен русскими летчиками как
неисправный при отступлении из Аренсбурга. Немцы вывезли гидроплан в Германию,
где демонстрировали его сначала в качестве трофея, а затем сделали экспонатом
Берлинского музея авиации, где он находился до 1945 г. Затем самолет был вывезен
в Польшу, в настоящее время хранится в авиационном музее города Кракова.