Уголок неба ¦ Григорович М-15

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация первой мировой вспомогательные
   М-15
       
Разработчик: Григорович
Страна: Россия
Первый полет: 1916
Тип: Разведывательная летающая лодка
  ЛТХ     Доп. информация
   


Самолет М-15 возник в порядке дальнейшего совершенствования летающей лодки М-9 с целью получения более высоких летных характеристик. В нем предполагалась установка более мощного двигателя при одновременном уменьшении размеров - прежде всего несущей поверхности крыльев. По назначению М-15 являлся двухместным морским разведчиком с двигателем "Испано-Сюиза" мощностью 150 л.с. При приеме на службу использовалось флотское обозначение самолета ЩИ - "Щетинин с Испаной".

Изготовление первого опытного экземпляра завершилось в ноябре 1916 г. и после непродолжительных сдаточных испытаний его отправили для опытной эксплуатации в морскую школу в Баку. В январе 1917 г. из Баку последовало требование доработок М-15, основные положения которых сводились к более удобной компоновке управления и оборудования, более качественному изготовлению.

С точки зрения пилотирования летающая лодка М-15 оценивалась очень хорошо. Она обладала более высокой полетной скоростью и скороподъемностью чем М-9, особо отмечали ее высокую маневренность. Уже в ходе серийной постройки в носовой части оборудовали стрелковую установку для пулеметов "Максим" или "Льюис", причем встречались как минимум два варианта верхнего грота носовой части лодки.

М-15 определяли как средний тип между истребителем и разведчиком и в боевых условиях считали более эффективным, чем М-9. Изготовление серии этих летающих лодок началось со второй половины 1916 г., развивалось не очень стремительно, однако продолжалась довольно долго. Последние 9 машин сдали флоту в 1921 г. Всего построили 87 экземпляров М-15.

Большая часть М-15 использовалась на Балтике, ориентировочно до двух десятков на Черном море (в 1916 г. числилось 8 штук), и два экземпляра в летной школе в Баку.

Два М-15 после революции достались Финляндии, еще один такой аппарат также оказался за границами России, после чего судьба его оказалась весьма долгой и необычной. Этот М-15 с флотским номером ЩИ-1 был оставлен русскими летчиками как неисправный при отступлении из Аренсбурга. Немцы вывезли гидроплан в Германию, где демонстрировали его сначала в качестве трофея, а затем сделали экспонатом Берлинского музея авиации, где он находился до 1945 г. Затем самолет был вывезен в Польшу, в настоящее время хранится в авиационном музее города Кракова.






 ЛТХ:
Модификация   М-15
Размах крыла, м   11.50
Длина, м   8.40
Высота, м   3.10
Площадь крыла, м2   45.50
Масса, кг  
  пустого самолета   840
  нормальная взлетная   1210
Тип двигателя   1 ПД Hispano-Suiza
Мощность, л.с.   1 х 150
Максимальная скорость , км/ч   130
Крейсерская скорость , км/ч   106
Продолжительность полета, ч.мин   5
Cкороподъемность, м/мин   91
Практический потолок, м   3500
Экипаж, чел   2
Вооружение:   один 7.62-мм пулемет


 Доп. информация :


  Фотографии:

 М-15
 М-15
 М-15
 М-15
 М-15
 М-15

  Схемы:

 М-15

  Варианты окраски:

 М-15     (с) Андрей Юргенсон
 М-15     (с) Андрей Юргенсон

 



 

Список источников:

Авиация и Космонавтика. Михаил Маслов, Владимир Иванов.  Самолеты Дмитрия Григоровича
Александров А.О. Аппараты Щетинина и Григоровича
Г.Ф. Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999
Арон Шепс. Самолеты Первой мировой войны: Страны Антанты
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Уголок неба. 2013



 

  Реклама: