Полеты летчика Нагурского на самолете "Морис Фарман-11" в Арктике в 1914 г.
показали, что на поплавках можно садиться не только на воду, но и на снег и лед.
Поэтому с начала войны поплавковые "Морис Фарманы-11" и (частично) "Анри
Фарманы-16" стали использовать в зимних условиях. Проблемой являлась лишь
трудность доставки из Франции запасных частей и более современных модификаций
этих машин. Зная об этом, Григорович предложил флоту создать новый самолет, но
такой же схемы как "Фарман", для эксплуатации в зимних условиях.
К проектированию приступили в середине 1916 г., а уже в ноябре первый опытный
аппарат, получивший обозначение М-16, поступил на испытания. Это был трехстоечный биплан с ферменным фюзеляжем, с большими коробчатыми поплавками,
снабженный двигателем "Сальмсон" в 140-150 л.с. и с толкающим воздушным винтом.
Крылья с увеличенным размахом и некоторыми конструктивными изменениями
позаимствовали от летающей лодки М-9. Летчики на М-16 размещались в гондоле
между крыльями, отчего самолет определенно напоминал французские бипланы
"Фарман" или "Вуазен".
Эксплуатация опытного экземпляра М-16, который жаргонно называли "Зимняк", а во
флотских документах обозначали "ЗС" (Зимний с Сальмсоном), выявила не вполне
удачное соотношение полетной центровки, размещения двигателей и поплавков. С
устранением этих и некоторых других недостатков самолет строили серийно с конца
1916 г. Всего на ПРТВ изготовили 36-40 М-16. В составе авиации Балтийского моря
в середине 1916 г. числилось 15 таких гидросамолетов. Их практическая
эксплуатация не отмечалась какими-либо заметными событиями. С уходом русских из
Ревеля 6 вполне исправных М-16 достались Финляндии, где эксплуатировались в
течение нескольких последующих лет.
В 1917 г. предполагалось дальнейшее усовершенствование М-16. В частности,
решались вопросы создании "амфибийных поплавков", колесного шасси для
эксплуатации с грунтовых аэродромов и установки бомбодержателей. Впрочем, о
реализации хотя бы одного из этих пунктов ничего не известно.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
М-16 |
Размах крыла, м |
17.00 |
Длина, м |
8.60 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
61.80 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
нормальная взлетная |
|
Тип двигателя |
1 ПД Salmson |
Мощность, л.с. |
1 х 150 |
Максимальная скорость , км/ч |
110 |
Крейсерская скорость , км/ч |
92 |
Продолжительность полета, ч.мин |
5 |
Cкороподъемность, м/мин |
67 |
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
один 7.62-мм пулемет, до 100 кг бомб |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2015
|