В исторических очерках о советской авиации часто упоминают эскадрилью "Ленин", состоявшую из самолетов Р-1, построенных на
средства трудящихся. Однако в то время, как эти машины, выпускавшиеся московским заводом N 1, выстраивались на стоянках аэродрома имени Троцкого для торжественной передачи военным летчикам, на
Балтике уже летала эскадрилья "Красный Балтиец", построенная таким же образом. Она была оснащена летающими лодками М-24 конструкции Д.П.Григоровича.
История появления этого гидросамолета является прямым продолжением развития известнейшей лодки Григоровича - М-9. Еще в 1921 г.,
когда авиапромышленность РСФСР переживала тяжелые времена, на петроградском заводе "Красный летчик" (бывший завод Щетинина "Гамаюн") по проекту Управления морской авиации построили четыре самолета
М-9 с моторами "Рено" мощностью 220 л.с. После детального проверочного расчета всей конструкции было обнаружено, что ставить "Рено" на М-9 нельзя, так как запас прочности конструкции недостаточен, а
испытания показали, что мореходные качества ухудшились. Григорович, который подключился к этой работе, как говорится, "на ходу", предложил свой вариант коренной переработки М-9. Его предложение
приняли, но с условием: при выполнении проекта сохранить старую лодку, в конструкции избегать крупных переделок, все изменения сосредоточить в крыльях и моторной установке. На возражения Григоровича
о невозможности при таких условиях получить хорошие мореходные качества, Отдел снабжения Главного управления Военно-Воздушного флота (ВВФ) обосновал свои требования просто - М-9 с "Рено" является
самолетом тренировочным, а для этой цели он будет вполне пригоден и с недостатками. Григоровичу, общественное положение которого тогда было неясным, оставалось только согласиться.
19 июля 1922 г. на "Красном летчике" работала комиссия, назначенная авиаотделом Главвоенпрома республики. После этого события в
план работ завода включили постройку восьми новых летающих лодок, названных М-9бис. В августе того же года при составлении производственной программы авиапромышленности на 1922-23 гг. было
предусмотрено построить 56 экземпляров М-9бис. Это количество однако, очень скоро сократилось до 40. К 1 мая 1923 г. первый образцовый самолет был готов, а в начале июня очередная комиссия под
председательством представителя Научного комитета ВВФ инженера Ермолаева провела его оценочные испытания. Летал при этом летчик Борис Чухновский. Отметив существенное отличие нового самолета от М-9,
комиссия решила применять далее не название М-9бис, а М-24, квалифицировала его как морской разведчик и дала в целом положительное заключение о мореходных и летных качествах.
Судьба машины, однако, оказалась под вопросом. Общая тяжелая экономическая обстановка в стране привела к тому, что на
правительственном уровне из-за недостатка средств было предложено с 1 октября 1923 г. завод "Красный летчик" закрыть, а заказ на М-24 по возможности передать на авиазавод N 10 в Таганроге. В
сложившейся ситуации правление созданного в том же 1923 г. Общества друзей воздушного флота (ОДВФ) решило поддержать петроградскую авиационную промышленность и не дать закрыть завод. ОДВФ предложило
построить на свои средства (а деньги для него собирались буквально по копеечке трудящимися по всей стране) боевую эскадрилью "Красный балтиец", при условии передачи заказа на выпуск самолетов для
этой эскадрильи заводу "Красный летчик". При выборе М-24 для оснащения эскадрильи общество руководствовалось заключением комиссии. Договор с заводом на постройку двенадцати М-24 был подписан 12
сентября, а 7 октября Главвоенпром выдал заводу наряд еще на 15 таких машин в счет 40 заказанных.
Приступая к постройке М-24, завод не имел утвержденных Научным комитетом Воздушного флота чертежей и технических условий, не
было таких документов и у военно-морской приемки. Все это привело к большим различиям в летных характеристиках машин и к претензиям летавших на них пилотов. Проявилась и недостаточная мореходность
лодки, заложенная еще на стадии проектирования. Очередная комиссия по обследованию всех 40 построенных М-24 пришла к выводу, что "самолеты отличаются нормальными летными
качествами, но в силу плохой мореходности к серьезной работе не пригодны... Считать самолеты заказанные ОДВФ, пригодными лишь для тренировочных полетов." Впрочем, последняя фраза лишь
констатировала, что получена была такая машина, какую и хотели получить. Вместе со всеми своими недостатками М-24 поступили на вооружение эскадрильи "Красный балтиец", где и эксплуатировались до
конца 20-х годов. Самолеты эскадрильи имели собственные имена, некоторые из них известны автору статьи: "Волховстрой", "Петроградская правда", "Владимир Ильич", "Псковитянин", "Коммуна", "Красный
Петрогурфин", "Черепанин". Названия самолетов писались на носовой части лодки, часть из них в соответствии с принятой в ОДВФ традицией упоминала особенно активных друзей Воздушного флота.
Хотя М-24 и была признана учебной машиной, самолеты включили в боевой состав Балтийского флота, и авиаторы эскадрильи занимались
отработкой предполагаемых боевых задач. По вооружению он полностью соответствовал М-9 - тот же пулемет на стойке в носовой части лодки. Сведений о бомбовой подвеске не обнаружено. По конструктивным
различиям М-24 делились на две серии. Первая серия в 12 самолетов имела один бензиновый бак в лодке емкостью 400 л; во второй серии, начиная с самолета N 1730, главный бак имел емкость 280 л, а
остальное топливо размещалось в двух баках по 60 л, вынесенных в пространство между центральными крыльевыми стойками. Отличия были и в размерах.
Конструктивно М-24 была подобна М-9 - обе деревянные из отечественных пород. Лодка практически полностью выполнена из ясеня,
обшита березовой фанерой, имеет 10 водонепроницаемых отсеков. Все ее соединения скреплены медными шурупами и заклепками. Углы подводной части корпуса обивались латунной или медной листовой полосой.
В хвосте к килевому брусу прикреплена ясеневая пружинящая дуга. В носу лодки имелся люк овальной формы для пулеметчика; в центральной части - места летчика и механика. Крылья деревянные, обшитые
полотном, соединяются двумя парами стоек из сосны. Оперение и элероны подобны конструкции крыльев. М-24 оснащались 12-цилиндровыми двигателями водяного охлаждения "Рено" мощностью 260 л.с. Двигатель
устанавливался на деревянной ферме в пространстве между крыльями, был полностью закапотирован заподлицо с лобовым сотовым радиатором охлаждения. В зимнее время, когда значительная часть моря
покрывалась льдом, "двадцать четверки" летали со снега, для чего на них устанавливались лыжи.
К сожалению, летающая лодка М-24 многие годы не находила себе замены в виде новых отечественных конструкций. Григорович уехал в
Москву, где занялся разработкой истребителей, производство гидросамолетов долго не выходило из стадии постройки опытных образцов, вплоть до создания Г.М.Бериевым МБР-2, а до середины 30-х годов
красные летчики вели ближнюю разведку на итальянских "Савойях", именовавшихся у нас МБР-4.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
М-24 (вторая серия) |
Размах крыла, м |
|
верхнего |
14.40 |
нижнего |
13.00 |
Длина, м |
8.80 |
Высота, м |
3.40 |
Площадь верхнего крыла, м2 |
55.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1280 |
нормальная взлетная |
1740 |
Тип двигателя |
1 ПД Renault |
Мощность, л.с. |
1 х 260 |
Максимальная скорость, км/ч |
160 |
Крейсерская скорость, км/ч |
121 |
Продолжительность полета, ч.мин |
4.0 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
68 |
Практический потолок, м |
4500 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка, кг |
500 |
Вооружение: |
один-два 7.62-мм пулемета в носовой части кабины бомбовая нагрузка - до 100 кг. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2015
|