В середине 1915 года Анри и Морис Фарман объединили усилия по созданию новых образцов самолетов для французских ВВС. Первым результатом совместной работы стал Farman F.30, вобравший в себя лучшие качества предыдущих разработок обоих братьев-авиаконструкторов. F.30 - двухместный полутораплан смешанной конструкции типичной для всех "Фарманов" схемы с толкающим винтом и ферменным фюзеляжем. Лонжероны, межкрыльевые стойки, продольные балки хвостовой фермы, стойки шасси и каркас оперения - тонкостенные стальные трубы. Гондола имела деревянный каркас и фанерно-дюралевую обшивку. Крылья и оперение покрыты полотном.
"Фарман" F.30 не обрел широкой известности на западном фронте. В России же, напротив, он стал одним из наиболее массовых аэропланов того времени. Только завод "Дукс" построил в 1916-1921 годах свыше 400 экземпляров машины. Это объясняется тем, что F.30, наряду с "Вуазеном", оказался наиболее подходящим для установки самого распространенного в России авиадвигателя "Сальмсон". В 1918-1920 гг. самолет применялся на всех фронтах гражданской войны. Затем, до 1923 года, F.30 использовались как фоторазведчики и бомбардировщики в боях с басмачами.
Первые F.30 попали на франко-германский фронт в декабре 1915 года, но вскоре вместо них фирма Фарман запустила в серию
F.40, отличавшийся увеличенными размерами, двигателем, системой шасси и более обтекаемой гондолой, выклеенной из шпона. В дальнейшем выпускался целый ряд вариантов этой машины, активно применявшихся во французской и бельгийской военной авиации. 47 французских и 2 бельгийских эскадрильи летали в 1916 году на F.40 и его модификациях. Но устарелость концепции "Фармана" была уже очевидной. Неустранимый порок всех самолетов подобной схемы - отсутствие защиты хвоста делал их легкой добычей для все более многочисленных германских истребителей.
В феврале 1917 года французский Директорат аэронавтики издал приказ о запрете дальнейшего строительства боевых самолетов, в том числе и разведчиков, с задним расположением силовой установки. Вскоре после этого "Фарманы" начали снимать с вооружения. Некоторое время они еще использовались в роли ночных бомбардировщиков.
Модификации
: |
|
|
F.30 |
первая
модификация. |
F.40 |
увеличенная
версия F.30. |
F.40P |
приспособленный
для стрельбы ракетами Le Prieur. |
F.41 |
с уменьшенным
размахом крыльев и более угловатой гондолой экипажа. |
F.56 |
сходный с
самолетом F.41, но с двигателем Renault мощностью 170 л.с. |
F.60 |
на котором планер самолета F.40 был
совмещен с двигателем Renault мощностью 190 л.с. |
F.61 |
на котором планер самолета F.41
был совмещен с двигателем мощностью 190 л.с.. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
F.40 |
Размах крыла, м |
17.60 |
Длина, м |
9.25 |
Высота, м |
3.90 |
Площадь крыла, м2 |
52.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
748 |
нормальная взлетная |
1120 |
Тип двигателя |
1 ПД Renault |
Мощность, л.с. |
1 х 135 |
Максимальная скорость, км/ч |
135 |
Крейсерская скорость, км/ч |
122 |
Продолжительность полета, ч.мин |
2.20 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
4000 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
один-два 7.7-мм пулемета в кабине наблюдателя
боевая нагрузка - 50 кг легкие бомбы или 10 ракет Le Prieur |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2018
|