Что интересного в этом маленьком и совершенно традиционного вида биплане
Maple Leaf Trainer II?
Технически - ничего, обычный тренировочный двухместный самолетик. Знаменит он
тем, что это первый самолет, сконструированный женщиной.
Женщиной этой была Elsie MacGill (Elizabeth Muriel Gregory "Elsie" MacGill,
1905-1980), родившаяся в семье известного адвоката James Henry MacGill и
журналистки, первой женщины-судьи и вообще суфражистки Helen Gregory MacGill.
Элси получила отличное техническое образование: в Канаде - Университет Торонто,
степень в области электротехники, и после работы в Мичигане на автомобильной
фирме Аустин, где она заинтересовалась авиацией - в США, в Университете штата
Мичиган, степень магистра в области авиационной техники. В американский период
обучения ее настиг полиомиелит, несмотря на страшную болезнь и сложную борьбу с
ней она сумела начать трудится по своей профессии. Но теперь путь в небо как
пилоту (о чем она очень мечтала) был для нее закрыт, все оставшиеся годы она
передвигалась с помощью трости. В 1934 она работает на Fairchild Aircraft
Limited в Лонгёй (Longueuil), Квебек помощником инженера-прочниста, принимает
участие в работах над несколькими "бушпланами". А летом 1938 МакГрегор начинает
трудится в фирме Canadian Car and Foundry (СС&F, Can-Car) на заводе в Форт
Вильям (Fort William), где ей вскоре поручают самостоятельный проект Maple Leaf
Trainer II.
CanCar была чисто канадской фирмой, занималась металлургией, автомобилями и
железнодорожной техникой, в 30х компания начала расширение своей деятельности в
область авиации, причем пользуясь весьма авантюристическими методами. Так в
обход эмбарго канадцы умудрились продать в Испанию республиканцам выпускаемый по
лицензии Grumman FF-1, экспериментальный истребитель-биплан Gregor FDB-1 тоже
может служить тому примером, как и более позднее (1944 года) предприятие с Burnelli CBY-3 Loadmaster. Наем на ответственную должность женщины, молодой и к
тому же после болезни, можно считать историей того же рода.
Элси, кстати, приложила руку к Gregor FDB-1, пересчитав и проверив его
прочностные качества по британским стандартам - он был спроектирован как
"американец", это стало ее проверкой на профпригодность на СС&F.
В собственности фирмы оказался проект учебно-тренировочного самолета Wallace
Trainer разработки американца Leland S.Wallace, который некогда владел маленькой
фирмой Wallace, закончившей жизнь в период Великой Депрессии. Более-менее
известным ее самолетом был Wallace Touroplane. На основе проекта Уоллеса был
выпущен Maple Leaf I, предназначавшийся для экспорта в Никарагуа, он даже нес
никарагуанскую регистрацию GN-3. Но в ходе пробных полетов оказалось, что машина
неудачна. Элси Мак-Гилл доверили довести УТС до победного конца.
Maple Leaf Trainer II должен был быть более крупным и мощным самолетом, нежели
первая модель. Прибавилось требование возможности эксплуатации в высокогорье, в
это время Can-Car вел переговоры с мексиканцами о производстве у них FF-1 Goblin,
которым Maple Leaf приглянулся при условии адаптации его к условиям Мексики.
Кроме мексиканских перспектив открывался шанс в связи с объявлением British
Commonwealth Air Training Program (BCATP) - глобальной программы подготовки
военных летчиков для ВВС стран Содружества, ведь возможно было получить военные
заказы под эту программу. Сразу можно сказать, что с последним не выгорело - Tiger Moth стал стандартным УТС для Великобритании и доминионов.
Первый полет Maple Leaf II (с регистрацией CF-BPU) был совершен 31 октября 1939,
т.е. уже после начала войны и быстро получил сертификацию. Самолет получил
благоприятные отзывы от тех, кто на нем летал: "Очень привлекательный самолет от
молодой привлекательной женщины".
Но были и жалобы. На то, что самолет слишком летуч и прост в управлении - надо
было бы посложнее, а то ученику учить на нем нечего.
Однако вся эта история с учебным самолетом для Мак-Гилл быстро стала
второстепенной. На первый план выступает задача организации производства на CanCar британских истребителей Hawker Hurricane. 5 декабря 1938 года завод в
Форт-Вильям не без участия лобби в высших авиационных кругах Великобритании
получил контракт на 40 "Харрикейнов", и Элси переключается на решение
производственных, организационных, административных и пр. задач, возникающих при
развертывании выпуска нового самолета. Через год и месяц, в январе 40го, первый
полностью канадский "Харрикейн" совершил первый полет; к окончанию производства
в 1943 году на заводе было выпущено более 1400 этих самолетов. Если в начале Hurricane строило сто человек, то к 43му уже 4500, 40% из которых были женщины.
Помимо административных задач Elsie MacGill приходится заниматься и технической
деятельностью. Она принимала участие в адаптации "Харрикейна" к американскому "Мерлину",
к проектированию лыжного шасси и противообледенительных систем.
Элси Мак-Гилл оказалась героем пропагандистской машины, причем
североамериканской. О ней выходили статьи в популярных журналах и даже комикс,
именовали ее как "Королеву Харрикейнов".
В производстве на Can-Car лицензионных Curtiss SB2C Helldiver наша героиня уже
не участвовала, отстранили из за служебного романа. Роман закончился свадьбой и
переездом в Торонто, где она с супругом основывают консалтинговую фирму. После
войны работа на ИКАО, а затем Мак-Гилл занялась политикой, ее интересы лежали в
области защиты прав женщин, эмансипации и т.д.