История этого самолета началась с того, что два русских авиатора Макс Лерхе и
Георгий Янковский, приехав по своим делам в Италию, уговорили местного
авиамеханика фирмы "Савойя" Франческо Моска перебраться в Россию. Надо сказать,
что Италия в том далеком 1912 году была страной уже весьма продвинутой по части
освоения воздушного пространства. Моска же был одним из пионеров итальянской
авиации еще с 1909 года и значительным для той поры авторитетом. Какие "золотые
горы" наобещали итальянцу представители русской авиации, можно только
догадываться. Но как бы то ни было, он согласился поменять жаркое солнце
Адриатики на московские морозы.
Бывали впрочем факты и прямо противоположные. Авиатор из России X.Н.Славороссов
гастролировал по Европе, осуществляя полеты в разных городах Европы, задержался
в Турине, где стал ни много, ни мало шеф-пилотом фирмы "Капрони". На самолетах
этой фирмы он установил немало мировых рекордов в 1912-1913 годах. Здесь же он
попал в тяжелую аварию на военном конкурсе аэропланов, вылечившись, продолжал
летать. Во время Первой Мировой войны сначала он перебрался во Францию, а в 1915
году вернулся в Россию.
Моска по прибытии в Россию устраивается работать на Московский авиазавод "Дукс",
где участвует в проектировании самолета ЛЯМ (Лерхе, Янковский, Моска). "Дукс" в
то время занимался исключительно копированием французских аппаратов "Ньюпор-IV"
и разных типов "Фарманов". Переделки этих самолетов также стали частью
творческой деятельности итальянского конструктора. Ряд машин, сконструированных
Моска, носил обозначение "Меллер" - по имени владельца завода "Дукс".
В 1914 году итальянец переходит работать в мастерскую Александра Безобразова на
Ходынском поле, где строился диковинный триплан, глядя на который только слепой
бы не увидел итальянского влияния. В ходе империалистической войны Безобразов
отбывает на фронт, а Моска, став фактически главой предприятия, договаривается с
Военным ведомством о выполнении заказа на 75 аппаратов "Фарман-IV". Этот заказ,
под который итальянский конструктор, а теперь уже и русский промышленник,
получил денежный аванс, был удачно выполнен. С этого момента Моска берется за
проектирование собственного самолета.
Это был двухместный аэроплан с ротативным двигателем "Gnome" в 50 л.с. и с
распространенной тогда системой управления по крену, путем перекашивания задней
кромки крыльев (гоширования). Главным же в самолете была возможность его быстрой
разборки (и естественно, сборки) для удобства транспортировки.
Все части самолета МБ: силовая установка, фюзеляж, шасси - обладали возможностью
разбираться с достаточно высокой степенью ремонтопригодности. Верхний
округленный грот фюзеляжа, обшитый фанерой, крепился с помощью обычных кожаных
ремней с пряжками. Это новшество, вне всякого сомнения, заимствованное у
автомобилистов (подобным образом закрывались капоты тогдашних машин) позволяло
сравнивать самолет с кофром или с чемоданом. Впрочем, на последующих машинах
система крепления сменилась - грот фиксировался при помощи шомполов,
пронизывающих конструкцию вплоть до хвостового оперения.
Борта фюзеляжа имели съемные панели, позволяющие без особых сложностей проникать
к системе управления самолета и двигателя. Достаточно оригинальным было
крепление капота двигателя. Он крепился в пяти точках и притягивался гайками -
"барашками". Сейчас это решение, конечно, показалось бы странным, а тогда
выглядело весьма остроумно. Об аэродинамике представление было весьма
пространное, поэтому и крылья, отстоящие от фюзеляжа с целью улучшения обзора,
казались вполне уместными. В целом же аэроплан оказался весьма неплохим и
просуществовал в двухместном варианте до 1918 года. На фронте МБ применялся в
качестве разведчика. Известно, по крайней мере о 12 изготовленных таких
аэропланах, хотя, вполне возможно, их было несколько больше. Первый
документально подтвержденный эпизод боевого применения МБ датирован весной 1916
года. Следующим шагом конструктора стал истребитель на базе самолета-разведчика
МБ - МБбис.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
МБ |
Размах крыла, м |
7.20 |
Длина, м |
6.10 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
12.10 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
нормальная взлетная |
|
Тип двигателя |
1 ПД Gnome |
Мощность, л.с. |
1 х 50 |
Максимальная скорость , км/ч |
100 |
Крейсерская скорость , км/ч |
85 |
Продолжительность полета, ч.мин |
|
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
1500 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
Схемы:
|
Уголок неба. 2017
|