Двухместный учебно-тренировочный самолет Morane-Saulnier M.S.230 категории Et.2 для промежуточной подготовки был наиболее
востребованным французским самолетом этого класса в межвоенные годы. Опытный экземпляр впервые поднялся в воздух в феврале 1929 г. и представлял
собой прочный подкосный моноплан схемы парасоль с фюзеляжем круглого поперечного сечения и ширококолейным шасси с раздельными стойками. Ученик размещался в открытой кабине под вырезом в задней
кромке крыла, а инструктор сразу позади него.
За первоначальным заказом на 500 машин для Военно-воздушных сил Франции последовали новые военные контракты плюс заказы от французских
ВМС, гражданских летных школ и частных лиц. Экспортные варианты M.S.233 и M.S.236 строились компаниями OGMA (Португалия) и SABCA (Бельгия) соответственно. Самолет, кроме учебно-тренировочных,
выполнял многие другие задачи, включавшие связь, наблюдение, стрелковую подготовку, буксировку мишеней и планеров, а также высший пилотаж.
Модификации
: |
|
|
MS.229 |
два экземпляра, построенные в 1931г. для швейцарских Военно-воздушных сил; аналогичны самолетам
M.S.230, но с V-образными 8-цилиндровыми двигателями Hispano-Suiza 8Ac. Один из них был переделан в 1932г. под звездообразный двигатель Wright 9Qa. |
MS.230 |
построено свыше 1100 самолетов; будучи главным учебно-тренировочным самолетом Военно-воздушных сил Франции, эти аппараты использовались также ВМС
этой страны и большим числом хорошо известных частных пилотов; одна машина летала с двигателем Lоrraine 9Nb Algol Junior. |
MS.231 |
шесть самолетов, построенных в 1930 году с двигателем Lоrraine 7Mb мощностью 240 л.с. |
MS.232 |
экспериментальный вариант с дизельным мотором Clerget 9Ca мощностью 200 л.с. |
MS.233 |
оснащенные двигателями Gnome-Rhone 5Ba или 5Bc мощностью 230 л.с. Шесть самолетов были построены во Франции и 16 по
лицензии в Португалии. |
MS.234 |
оснащен двигателем Hispano-Suiza 9Qa мощностью 250л.с. Построено два самолета. |
MS.234/2 |
переделан из гоночного варианта M.S.130, имел двигатель Hispano-Suiza 9Qb мощностью 230л.с. с капотом NACA; в 1933г. оснащен мотором 9Qa, после чего
получил обозначение M.S.234 No. 2. |
MS.235 |
единственный экземпляр летал в 1930г. с двигателем Gnome-Rhone 7Kb мощностью 300 л.с.. |
MS.235H |
поплавковый вариант M.S.235. |
MS.236 |
девятнадцать самолетов, построенных бельгийской компанией SABCA. Были оснащены двигателями Armstrong Siddeley Lynx 4C мощностью 215 л.с. Первый
самолет поднялся в воздух в июле 1932 года. |
MS.237 |
пять машин, построенных для частных лиц; оснащены двигателями Salmson 9Aba мощностью 280 л.с. Первый аппарат появился в 1934г. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
MS.230 |
Размах крыла, м |
10.70 |
Длина, м |
6.98 |
Высота, м |
2.80 |
Площадь крыла, м2 |
19.70 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
829 |
нормальная взлетная |
1150 |
Тип двигателя |
1 ПД Salmson 9Ab |
Мощность, л.с. |
1 х 230 |
Максимальная скорость, км/ч |
200 |
Крейсерская скорость, км/ч |
168 |
Практическая дальность, км |
|
Скороподъемность, м/мин |
287 |
Практический потолок, м |
5000 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2023
|