К 1924 г. те немногие М-5 и М-20, что использовались для обучения морских
летчиков, значительно износились и обветшали. Попытки строить их в небольшом
количестве для восполнения имеющегося парка учебных аппаратов казались уже
малопродуктивными. Использование поплавковых бипланов МУ-1 также полностью не
решало проблемы обучения, поэтому 26 июня 1925 г. на имя Григоровича было
направлено предложение о создании нового учебного самолета, способного заменить
старые "пятаки" и "двадцатки". Этот учебный аппарат предполагался под двигатель
"Рон" (М-2) мощностью 120 л.с., поэтому получил обозначение МУР-1 (Морской
учебный с двигателем Рон - первый).
На деле новый самолет стал очередной модификацией М-5, в котором трехстоечную
коробку крыльев заменили одностоечной меньшего размаха. В сечении крыла и
оперения использовали более толстый профиль, дополнительно усилили хвостовую
часть корпуса лодки для уменьшения ее скручивания на виражах.
При испытаниях МУР-1 показал более высокую полетную скорость - около 120 км/ч,
однако по другим показателям оказался хуже М-5. Его нормальная центровка
составила около 50% САХ, поэтому для обеспечения безопасного полета в носу лодки
приходилось закреплять одну или две двухпудовые гири. Понятно, что с такими
"улучшениями" МУР-1 не мог считаться учебным самолетом. Тем не менее, первый
опытный экземпляр был сдан и облетан в сентябре 1926 г., а в октябре этого же
года летчик Т.С. Жуков вывез на нем в учебный полет летчика Растягаева.
Далее построили новый корпус лодки, который отличался увеличенной до 14°
поперечной килеватостью в районе редана. Самолет с новой лодкой получил
наименование МУР-2, впрочем дальнейшего развития не получил и он. Известно
только, что МУР-2 эксплуатировался несколько лет. В частности, на нем в период
1929-1931 гг. проводились опыты по измерению давления воды на днище лодки на
разных режимах - рулении, глиссировании и посадке.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
МУР-1 |
Размах крыла, м |
11.50 |
Длина, м |
8.04 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
33.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
700 |
нормальная взлетная |
1000 |
Тип двигателя |
1 ПД М-2 |
Мощность, л.с. |
1 х 120 |
Максимальная скорость, км/ч |
129 |
Крейсерская скорость, км/ч |
105 |
Продолжительность
полета, ч |
3 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
3500 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2015
|