Когда компания "Fairchild"
разработала 4-цилиндровый звездообразный поршневой двигатель Fairchild-Caminez,
компания "Boeing" приняла решение о проектировании под этот мотор
учебно-тренировочного самолета. Двигатель во многом являлся
революционным - один полный цикл происходил за один, а не за два, как в
обычных двигателях, оборота вала. Самолет Boeing Model 81
спроектировали на основе разработанного в инициативном порядке и
выполнившего первый полет в 1926 году учебного самолета Model 64, но
отвергнутого ВМС США. Самолет проектировался в двух вариантах: с тонким
и толстым профилем крыльев.
Model 81 - неравнокрылый
биплан смешанной деревянно-металлической конструкции. Каркас фюзеляжа и
хвостового оперения сварен из стальных труб, крылья - полностью
деревянные. Самолет передали ВМС США в июне 1928 года, где она под
обозначением XN2B-1 до июня 1928 года летала в испытательном
центре в Анакостии, штат Мэриленд. Испытания
затянулись из-за проблем с экспериментальным мотором.
В январе 1930 года ВМС
отправили самолет на предприятие компании "Wright Aeronautical
Corporation" для переоснащения более совершенным мотором Wright R-540,
получившим известность в серийном варианте как Whirlwind J-6-5 и
развивавшим мощность 165 л.с. Несмотря на неплохие летные данные,
показанные с новым мотором, заказа от ВМС на серийное производство
самолета Model 81 не последовало.
"Boeing" построила еще один
самолет Model 81 в попытке найти ему гражданское применение. Машина
испытывалась в нескольких вариантах с различными моторами. На исходном
варианте Model 81А стоял двигатель Fairchild-Caminez, который потом
заменили звездообразным мотором Axelson мощностью 145 л.с. Первый полет
самолет выполнил 27 декабря 1928 года, позже его передали в летное
училище компании "Boeing", расположенное в Окленде, штат Калифорния. Там
решили, что мотор самолета не отвечает требованиям и доработали Model
81А в вариант Model 81В, заменив двигатель сначала на Axelson мощностью
115 л. с, а затем на звездообразный мотор J-6-5.
Последней доработкой стало
изменение вертикального оперения и очередная замена двигателя на
звездообразный Kinner К-5 мощностью 100 л. с, после чего самолет получил
обозначение Model 81С. В этом виде он эксплуатировался несколько лет в
качестве учебно-тренировочного, а затем машину передали в качестве
наглядного пособия в аудиторию училища, где использовали до 1942 года.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
XN2B-1 |
Размах крыла, м |
10.67 |
Длина, м |
7.82 |
Высота, м |
3.40 |
Площадь крыла, м2 |
27.41 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
749 |
максимальная взлетная |
988 |
Тип двигателя |
1 ПД Fairchild-Caminez |
Мощность, л.с. |
1 х 125 |
Максимальная скорость, км/ч |
168 |
Крейсерская скорость, км/ч |
150 |
Практическая дальность, км |
539 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
157 |
Практический потолок, м |
3660 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2011
|