Одними из самых массовых самолетов I мировой войны, особенно первой ее
половины, были полуторопланы французской фирмы Ньюпор. Ее конструкторы
создали схему, на тот момент наиболее полно удовлетворявшую требованиям
как истребителя, так и разведчика. Изюминка заключалась в узком нижнем
крыле, значительно меньшей площади, чем верхнее. Это с одной стороны
положительно сказалось на аэродинамике и, как следствие, на маневренных
качествах, что было важно для воздушного охотника, с другой - давало
прекрасный обзор земли, облегчая наблюдение с разведчика. 1916 год был
годом триумфа Ньюпоров. Истребители с индексами XI, XVII, XVI, XXI и др.,
разведчики Ньюпор X и Ньюпор XII были на вооружении большинства воюющих
стран по обе линии фронта (Ньюпор XI и XVII выпускались в Германии,
скопированные с трофейных образцов). Естественно, что фирма активно
работала над дальнейшим усовершенствованием машины.
Для линии разведчиков основным камнем преткновения стали двигатели.
Ограниченная мощность ротативных моторов сдерживала габаритно-весовой рост
самолетов и улучшение их данных. Поэтому, приступая к проектированию
нового разведчика, был использован новый, и очень удачный на то время,
рядный двигатель Испано-Сюиза 8Аа мощностью 150 л.с. Как и все самолеты
Ньюпора, этот аппарат использовал максимум от своих предшественников,
однако существенно увеличенная площадь крыла и рядный мотор делали его
непохожим на собратьев.
В начале 1916 года новый разведчик был запущен в ограниченное серийное
производство под индексом 14А2 (14 - модель, А - разведчик, 2 - число
членов экипажа). Однако фактически он мог выполнять функции ближнего
бомбардировщика, доставляя к цели 180 мм бомбы. Оборонительное вооружение
осталось таким же, как и на Ньюпоре XII - 1 пулемет Льюис на турельной
установке.
Большого распространения машина не получила - погубила ее, как это не
странно звучит, считавшаяся удачной схема. Пространственная трехгранная
ферма, образованная единственным лонжероном нижнего крыла и двумя
верхнего, была нежесткой на кручение. И если на короткокрылых истребителях
кое-как спасали растяжки (и то недолго - в 1917 году в связи с ростом
скоростей полета пришлось перейти на стандартную бипланную схему), то на
самолете с большим размахом даже при небольших скоростях жесткость
оказалась недостаточной. В авиации Франции Ньюпорами 14 со 175-сильными
Испано-Сюизами были вооружены лишь три эскадрильи. Еще 50 машин 9 октября
1916 г. заказала авиация флота Великобритании. Как и прототип, последние
должны были иметь 150-сильный двигатель.
Такие же моторы планировалось поставить на Ньюпор 14 и в России. По
всей видимости, в 1916 году была закуплена лицензия на их производство,
которое планировалось наладить на заводах Моска в Москве и Анатра в
Одессе. В общей сложности должно было быть выпущено порядка 200-300
самолетов этого типа. Однако, как обычно, освоение затянулось. К 1917 году
самолет уже безнадежно устарел, к тому же началась полоса революций.
Сведений хотя бы об одном выпущенном в России Ньюпор 14 нет.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Nieuport 14A.2 |
Размах крыла, м |
11.90 |
Длина, м |
7.87 |
Высота, м |
3.20 |
Площадь крыла, м2 |
30.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
620 |
нормальная взлетная |
970 |
Тип двигателя |
1 ПД
Hispano-Suiza 8 |
Мощность, л.с. |
1 х 140 |
Максимальная скорость , км/ч |
155 |
Крейсерская скорость , км/ч |
125 |
Продолжительность полета, ч |
4 |
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
турельный 7.7-мм пулемета Lewis |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2018
|