Среди разнообразных летательных аппаратов, созданных в СССР в тридцатые
годы, особо выделялся своими необычно малыми размерами самолет НВ-1.
Это был первый советский спортивный самолет, созданный
конструктором-самоучкой Василием Васильевичем Никитиным. Деятельность
В.В.Никитина как конструктора, к сожалению, почти неизвестна многим
авиаспециалистам и, конечно, просто любителям авиации. Тем не менее, она
достойна удивления и восхищения. Не имея специального образования, но уже
большой опыт работы в проектных и конструкторских бюро, В.В.Никитин в
период с 1933 по 1940 год самостоятельно создал десять (!) конструкций. Во
второй половине 30-х годов, работая в КБ завода N 23 в Ленинграде, Никитин
принимал активное участие в доводке ряда конструкций Михельсона. Это были
работы по планирующим торпедам (сбрасывались с бомбардировщика ТБ-3) и по
подвесному самолету МП.
Последней "ленинградской" работой В.В.Никитина был проект катапультного
корабельного разведчика КОР-2. Известно, что всего было три проекта КОР-2,
авторами которых были Бериев, Четвериков и Никитин, - в серию пошел проект
Бериева. Под руководством Никитина были проведены работы по модификации
самолета Р-5 в торпедоносец с дизельным двигателем ЮМО и самолета P-Z в
высотный. В 1939 году В.В.Никитин переехал в Москву, где включился в
работу по созданию самолета ИС ("истребитель-складной"), который
конструировал В.В.Шевченко.
В последующие годы Никитин занимал ряд руководящих должностей в ремонтных
мастерских, ЦАГИ, БНТ и КБ Н.И.Камова. Но вернемся к НВ-1. Этот самолет
был испытан в сентябре 1933 года. Работая над конструкцией, В.В.Никитин
стремился создать небольшой спортивный самолет с высокими скоростными и
пилотажными характеристиками. Максимальная скорость НВ-1 с двигателем М-11
достигала 230 км/ч, что было большим достижением для того времени. НВ-1 с
двигателем М-11 был одним из самых маленьких советских самолетов. При его
перевозке и хранении крылья складывались и крепились к стабилизатору,
благодаря чему достигались минимальные габаритные размеры 4,25x1,8 м.
Конструкция НВ-1 - классическая для того периода авиастроения: сварной
ферменный фюзеляж, деревянное подкосное крыло, дюралевое оперение,
обтянутые полотном. Шасси без амортизации с колесами-баллонами, закрыты
"расклешенными" обтекателями ("штанами"). Окрашен НВ-1 был просто и
эффектно. Вся поверхность, обтянутая тканью, была покрыта блестящей
серебряной краской, а дюралевый капот двигателя и "штаны" были
отполированы по тогдашней моде под "рыбью чешую".
(Подобное покрытие достигалось обработкой полируемой поверхности
вращающимися войлочными или пробковыми дисками. При этом образовывались
перекрывающиеся блестящие круги, внешне напоминающие рыбью чешую.)
Завершала окраску НВ-1 изящная красная окантовка передней кромки крыла до
элерона, стабилизаторов с рулями высоты и гаргрота фюзеляжа с вертикальным
оперением. Ширина окантовки на виде в плане 3-5 см. Летал НВ-1 немного. В
воздухе оказался очень строгим в управлении, поэтому пилотировать его мог
только опытный летчик. Несколько десятков полетов на нем совершил
В.П.Чкалов. История этого самолета имела продолжение - Никитин использовал
его фюзеляж и крыло для постройки в 1939 году пилотажного биплана НВ-6.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
НВ-1 |
Размах крыла, м |
6.40 |
Длина, м |
4.25 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
6.85 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
350 |
нормальная взлетная |
510 |
Тип двигателя |
1 ПД М-11 |
Мощность, л.с. |
1 х 100 |
Максимальная скорость, км/ч |
232 |
Практическая дальность, км |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2020
|