Curtiss O-1 ведет своё начало от
бипланов Первой Мировой войны. К его проектированию приступили в начале 1920-х
гг., а первый прототип вышел на испытания в 1924 г. Самолёт был выполнен по
схеме расчалочного биплана с открытыми кабинами пилотов и неубираемым шасси.
Крылья имели разный размах и площадь, причем консоли верхнего крыла получили
прямую стреловидность. Фюзеляж изготовлялся из стальных труб со стальными
распорными стержнями в качестве подкосов и обшивался полотном. В качестве
силовой установки использовался рядный двигатель Liberty, впоследствии
замененный на Packard 1A-1500 мощностью 510 л.с. Первая модель, обозначенная как Curtiss L-113 (или model 37), в 1925 году
приняла участие в конкурсе на армейский разведчик, но проиграла самолёту Douglas
XO-2. Фирма внесла некоторые доработки в конструкцию и в следующем году Curtiss
Model 37A (армейское обозначение XO-1) был принят на вооружение. Первый заказ
составил всего 10 машин, оснащенных двигателями Curtiss D-12. Один из них
построили как O-1A с двигателем Liberty, а первый O-1 позже
переоборудовали в VIP-транспорт O-1 Special. Остальные были приняты USAAC как самолёты-наблюдатели и
имели обозначение О-1.
В 1927 году последовал второй заказ на улучшенный
разведчик О-1B (Model 37B) и специальный самолёт О-1С. O-1B (Model 37В)
- первый крупносерийный вариант имел много доработок, например
колесные тормоза и подфюзеляжный дополнительный бак, который мог
сбрасываться в полете. За ними появились четыре O-1C как часть заказа на
O-1B, переоборудованные в VIP- транспорты путем удлинения задней кабины
и добавления багажного отсека (обозначение O-1D не применялось). Наиболее крупной серией
строился вариант О-1Е (Model 37I), оснащенный двигателем V-1150E. Другие
усовершенствования включали масляно-пневматические амортизаторы шасси и
рули высоты с роговой компенсацией. Позднее один O-1E модифицировали в
VIP-транспорт с обозначением O-1F (Model 37J). Всего
выпустили 41 самолёт данной модификации, два из которых прошли серию доработок и
получили название O-1F (Model 37J, тоже из класса "special") и О-1G (также
именовался как ХВТ-46 или Model 46). На XO-1G (Model 38) оборонительное
вооружение из двух пулеметов Lewis заменили на турельную установку
Scarff с одним пулеметом, установили новый стабилизатор и управляемое
хвостовое колесо. XO-1G - это O-1E, который сначала модифицировали в
XBT-4 (Model 46). Он участвовал в армейском конкурсе на учебный самолет
для базовой подготовки летчиков. Дальнейшее совершенствование XO-1G
привело к выпуску 30 O-1G. Именно O-1G и стал последним самолётом в
серии "O-1" - до 1931 года их построили 30 экземпляров, доведя таким образом
общее количество построенных самолётов для USAAC до 127 машин. На первом опытном
XO-1G, помимо перепроектирования горизонтального оперения и установки
управляемого хвостового колеса, был проведен опыт по усилению оборонительного
вооружения. Вместо спаренных пулеметов Lewis на нем попытались установить одну
20-мм пушку на шкворневой установке. Хотя испытания новой системы вооружения
окончились без происшествий, такой вариант не получил признания из-за низкой
скорострельности орудия и недостаточной точности. Вообще, несмотря на моральную устарелость, конструкция О-1 оказалась очень
удачной и имела множество модификаций, включая штурмовые варианты (А-3),
разведывательные (О-11, О-12, О-13В\С\D, XO-16, Y1О-26 и О-39) и истребительные
(F8C-1\С-3). Кроме США бипланы Curtiss весьма неплохо разошлись по миру. Первой экспортной
модификацией стала Model 37F, представлявшими собой аналог О-1А. Десять таких
самолётов были проданы в Перу, где их называли South American D-12 "Falcon".
Годом позже соседняя Колумбия приобрела 100 самолётов модификации "Colombia
Cyclone Falcon" с радиальными моторами Wright "Cyclone" мощностью 712 л.с.,
закрытыми кабинами пилотов и обтекателями на бортах. Небольшая партия самолетов
О-1F "Chilean Falcon" была построена по лицензии в Чили, и 7 из них были позднее
проданы Бразилии и получили регистрационные номера 3-111 - 3-117. Именно бразильские самолёты и прослужили дольше остальных. Период их активной
службы пришелся на 1932-1937 гг., после чего О-1F заменили более современными
самолётами, а устаревшие разведчики направили для выполнения вспомогательных
задач. Последние 6 самолётов использовались вплоть до начала 1941 года, пока не
были списаны в виду сильной изношенности.
Модификации
: |
|
|
O-1 |
первая
серийная модификация (Model 37A). |
O-1A |
вариант
O-1
с двигателем Liberty. |
O-1B |
улучшенный
вариант O-1
(Model 37B) c
колесными тормозами и подфюзеляжным дополнительным баком. |
O-1C |
VIP-транспорт. |
O-1E |
вариант
(Model 37I), оснащенный двигателем V-1150E |
O-1F |
транспортный вариант
(Model 37J). |
O-1G |
вариант с
турельной установкой Scarff с одним пулеметом, новым стабилизатором и
управляемым хвостовым колесом (Model 38). |
O-11 |
(Model 37С) - модификация O-1, предназначенная
для Национальной гвардии, с двигателями Liberty; XO-11 -
переоборудованный O-1, после которого выпустили 66 серийных O-11;
один O-11, использовавшийся для испытаний, стал вторым XO-11, а еще
один оснастили модифицированным хвостовым оперением, двойным
управлением и выполнили некоторые другие доработки, обозначив его
O-11A; последний O-11 стал XO-12 с новым звездообразным мотором
Pratt & Whitney R-l 340 Wasp. |
XO-13 |
один O-1 обозначили XO-13 после установки
нового двигателя Curtiss Conqueror. Самолет успешно выступил на
Национальных воздушных гонках 1927 года; в этих соревнованиях
участвовал и XO-13A с крыльевыми радиаторами. O-1C после установки
двигателя Conqueror стал называться O-13B и применялся в качестве
разведчика; три O-1E после аналогичного переоснащения обозначили как
YO-13C (Model 37К); единственным YO-13D стал O-11 с Conqueror с
турбонагнетателем, позднее его переоборудовали в O-13C, а потом в
O-1B. |
XO-16 |
O-11 с модифицированным фюзеляжем и двигателем
Conqueror (Model 37G). |
XO-18 |
O-1B, некоторое время использовавшийся для
испытаний двигателя Curtiss Chieftain. |
Y1O-26 |
O-1E с двигателем Conqueror, оснащенным
системой охлаждения Prestone, для которой требовался уменьшенный
радиатор (Model 37L). |
O-39 |
O-1G с двигателем Curtiss V-1570-25 Conqueror;
10 таких машин под обозначением Model 38А были построены в 1931
году. Все они имели радиаторы того же размера, как на P-6E, и
оснащались обтекателями колес. |
Civil Falcon |
выпущено 20 гражданских самолетов, в том числе
Conqueror Mailplane, D-12 Mailplane, Lindbergh Special для Чарльза
Линдберга и 14 Liberty Mailplane. Последний представлял собой
одноместный почтовый самолет с двигателем Liberty. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
O-1E |
Размах крыла, м |
11.58 |
Длина, м |
8.28 |
Высота, м |
3.20 |
Площадь крыла, м2 |
32.79 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1325 |
максимальная взлетная |
1927 |
Тип двигателя |
1 ПД
Curtiss V-1150E |
Мощность, л.с. |
1 х
435 |
Максимальная скорость, км/ч |
227 |
Крейсерская скорость, км/ч |
196 |
Практическая дальность, км |
1014 |
Практический потолок, м |
4665 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
один 7.7-мм пулемет |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2020
|