Это семейство наблюдательных
самолетов ведет свою историю от двух опытных самолетов
Douglas ХО-2, первый из которых был оснащен двигателем Liberty
V-1650-1 мощностью 420 л.с. и прошел (в отличие от второго образца оснащенного
двигателем Packard IA-1500) летные испытания осенью 1924
года. Для серийного производства выбрали первый вариант, как наиболее
надежный. USAAC сделал заказ на две партии самолётов О-2 по 45 и 25 машин
соответственно. Они сохранили от самолета ХО-2 фюзеляж из сварных стальных труб
и деревянные крылья, покрытые полотняной обшивкой, кроме алюминиевых панелей на
передней части фюзеляжа. Шасси было раздельного типа (с разрезной осью),
горизонтальное хвостовое оперение имело подкосы и расчалки, двигатель охлаждался
трубчатым радиатором.
О-2 оказался традиционным,
но очень надежным бипланом. Вскоре было заказано еще 25 самолетов: 18
машин О-2А для ночных полетов, шесть самолетов О-2В с двойным
управлением для Армии США и один гражданский самолет О-2BS специально
для Джеймса Макки, который совершил одиночный перелет через Канаду в
сентябре 1926 года.
Разведчики О-2 в рекламе не
нуждались, поэтому фирме Douglas без особого удалось найти покупателя за
рубежом. В Мексику было отправлено по 6 самолётов О-2С и О-2М
(экспортный вариант О-32А).
Самым большим заказчиком
был Китай, куда ушло 82 самолёта , О-2С, О-2М и О-2МС различных версий,
отличавшихся по большей части только двигателями. Было поставлено 20
самолетов О-2МС-2, которые имели двигатели Pratt &
Whitney Hornet A с кольцами Тауненда, пять вариантов О-2МС-3 с
двигателем Hornet B1
повышенной мощности (575 л.с.), 12 самолетов О-2МС-4 и 12 самолетов
О-2МС-5 с двигателем Pratt & Whitney
Wasp С1 (420 л.с.),
22 машины О-2МС-6 со звездообразным двигателем Wright
R-1820-E мощностью 575 л.с. и единственный самолет О-2МС-10 со
звездообразным двигателем Wright R-1820-F21
мощностью 670 л.с.
О судьбе самолётов
О-2С, О-2М сведений найти не удалось (скорее всего их
использовали как учебные самолёты), а вот об О-2МС сохранилась
любопытная информация.
Несмотря на моральную
устарелость американские разведчики расценивались китайскими ВВС как
вполне боеспособные самолёты, правда комплектование ими боевых
эскадрилий несколько затянулось. Исходя из их общего количества на О-2МС
могли летать две полноценные разведывательные авиагруппы, но в
реальности к войне были готовы далеко не все самолёты. Процесс ввода в
строй разведчиков продолжался до осени 1937 года, причем специфика их
работы не ограничивалась только разведкой. Первый неприятный инцидент
произошел 16 августа - в то день японские самолёты полностью уничтожили
32-ю эскадрилью, дислоцированную на юге Китая. Эта учебная часть не
просуществовала и двух недель, после чего инструкторы были командированы
обратно в Лётную Школу, а уцелевших пилотов отправили переучиваться на
американские штурмовики V-11GB2. В октябре-ноябре на разведчиках О-2МС
воевали ещё 7 эскадрилий.
Как правило, каждая группа состояла из трёх эскадрилий по 10 самолётов в
каждой. Что касается боеспособных О-2МС, то их точное количество
остается неизвестным.
Долго раздумывать на
тактикой использования бомбардировщиков китайцам не пришлось, поскольку
японская авиация и армия действовала в на всем протяжении конфликта
очень активно. Например, 18-я БАЭ приступив к боевой работе 16 сентября
1937 года к концу месяца лишилась большей части своих самолётов. Самый
болезненный укол был нанесен 19 сентября, когда четверка О-2МС у Тай
Юаня была атакована двумя японскими истребителями Ки-10, отправившими
все бомбардировщики к земле. Победителями китайцев оказались Йосио
Хиросе и его ведомый, которые первыми добились побед среди лётчиков
армейской авиации.
Нельзя сказать, что и
остальные вылеты О-2МС проходили в том же духе, но к январю 1938 года
следы этих самолётов постепенно теряются. Китайское командование с
ноября-декабря 1937 года начало пересаживать своих пилотов в кабины
более современных машин, а более старые самолёты отправлялись в тыл в
лётные школы или вспомогательные части. Последнее упоминание о О-2МС
относиться к весне 1938 г. - к этому времени несколько самолётов
числилось в составе 18-й истребительной эскадрильи.
Модификации
: |
|
|
O-2 |
первая серийная модификация. |
O-2А |
вариант для ночных полетов. |
O-2B |
самолеты с двойным управлением для Армии
США. |
O-2C |
с модернизированными радиаторами и шасси
(46 экз.) |
O-2D |
два самолёта О-2С переделанных для
перевозки личного состава. |
O-2E |
модификация, имевшая вместо проволочных
расчалок между элеронами жесткие стойки. |
O-2H |
cамая массовая
модификация (140 самолётов), с полностью измененной формой фюзеляжа,
новыми хвостовыми стабилизаторами, жесткими межкрыльевыми стойками и
усиленным шасси. |
O-2J |
три невооруженных самолёта О-2Н для перевозки личного состава. |
O-2K |
дальнейшая модификация О-2J,
построено 57 экземпляров. |
O-2М |
экспортная версия для Мексики. |
O-2МC |
экспортная версия для Китая. |
ХО-6 |
модификация О-2 цельнометаллической
конструкции, построено 5 экземпляров. |
ХО-6В |
уменьшенный и облегченный вариант самолёта
ХО-6. |
О-7 |
три биплана O-2 с безредукторными моторами
Packard 1A-1500 мощностью 510 л.с. (380 кВт); позже их переделали по
стандарту O-2 (два) и O-2C (один). |
O-8 |
один самолет со звездообразным мотором Curtiss
R-1454 в 400 л. с. (298 кВт); позже переделан в O-2A. |
O-9 |
экземпляр с редукторным мотором Packard 1A-1500
мощностью 500 л. с. (373 кВт); он походил на вариант O-7, но имел
четырехлопастный винт; позже также переделан в O-2A. |
XO-14 |
уменьшенная в размерах версия O-2H, первый
самолет фирмы "Douglas", оснащенный тормозами колес. |
XA-2 |
46-й самолет первоначального
контракта O-2 построили в виде бомбардировщика с перевернутым V-образным
мотором V-1410 Liberty в 420 л.с. (313 кВт) и с восемью пулеметами (два
в капоте двигателя, по два в верхнем и нижнем крыльях, и два на
кольцевом лафете у летнаба). Он был неплохо вооружен для своего
времени и в 1926 году состязался в конкурсе с самолетом Curtiss A-3,
но не был выбран для серийного производства. |
OD-1 |
два самолета O-2C
для Корпуса морской пехоты. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
O-2 |
O-2H |
O-2MC-4 |
Размах крыла, м |
12.09 |
12.45 |
12.19 |
Длина, м |
8.76 |
9.14 |
9.25 |
Высота, м |
3.20 |
3.05 |
3.30 |
Площадь крыла, м2 |
38.18 |
33.63 |
33.63 |
Масса, кг |
|
|
|
пустого самолета |
1375 |
1296 |
1362 |
максимальная взлетная |
2170 |
2034 |
1880 |
Тип двигателя |
1 ПД V-1650
Liberty Vee |
1 ПД V-1650
Liberty |
1 ПД
Wasp C1 |
Мощность, л.с. |
1 х
420 |
1 х
420 |
1 х
420 |
Максимальная скорость, км/ч |
206 |
216 |
217 |
Крейсерская скорость, км/ч |
166 |
177 |
182 |
Практическая дальность, км |
579 |
824 |
|
Практический потолок, м |
4960 |
5150 |
5790 |
Экипаж, чел: |
2 |
2 |
2 |
Вооружение: |
два 7.7-мм пулемета Browning
до 181 кг легких бомб |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2022
|