Хотя компания Oeffag прославилась в основном благодаря лицензионному
производству немецких истребителей-бипланов Albatros D.II и D.III, ее инженерами
был разработан и ряд машин собственной конструкции, в том числе и выпускавшихся
серийно. Так уже летом 1915 года был закончен первый проект самолета под маркой Oeffag - это был биплан 50.01. В число машин, разработанных компанией Oeffag,
вошел и двухместный самолет-разведчик и легкий бомбардировщик C.II.
В феврале 1916 года компания Oeffag получила контракт на поставку авиационным
подразделениям Императорско-королевской армии (Luftfahrtruppen - LFT) 32
самолетов 52-й серии, получивших номера с 52.01 по 52.32. Машины несли
стандартный набор оборудования и были оснащены рядными шестицилиндровыми
двигателями жидкостного охлаждения Austro-Daimler AD 6 серии 17, развивавшими по
160 л.с. (118 кВт).
Первые три прототипа 52.01, 02 и 03 были завершены в конце марта, а серийное
производство предполагалось развернуть в последних числах апреля этого же года.
Однако этого не произошло, так как опытные образцы ещё не завершили испытания в
Императорско-королевском авиационном арсенале (K.u.K. Fliegerarsenal - Flars) и
в ходе их подвергались различным доработкам. Так, например, второй прототип
52.02 получил приподнятую вверх турель в кабине стрелка-наблюдателя. Также у
него были доработаны система управления, которая первоначально была слишком
жесткой, и система охлаждения двигателя. На другом прототипе был испытан руль
высоты без роговой компенсации.
В результате серийное производство самолета началось лишь в августе 1916 года.
Поскольку по некоторым параметрам летных характеристик изготовленные машины не
соответствовали строгим требованиям LFT, то компания Oeffag была оштрафована.
Тем не менее, современных типов самолетов данной категории не хватало, так что
машины 52-й серии были приняты на вооружение и получили обозначение Öeffag C.II.
Конструкция самолета-разведчика и легкого бомбардировщика Oeffag C.II была
типичной для своего времени цельнодеревянной. Основу фюзеляжа прямоугольного
поперечного сечения составляла деревянная ферма, обшитая фанерой. Двухлонжеронные крылья были обтянуты полотном и соединялись между собой четырьмя
парами стоек (по две пары с каждой стороны). Стойкам, изготовленным из стальных
труб, был придан аэродинамический профиль при помощи деревянных обтекателей,
после чего вся конструкция стойки оклеивалась полотном. Жёсткость бипланной
коробки обеспечивалась системой проволочных расчалок.
Элероны и рули высоты и направления имели силовой набор из стальных труб и
полотняную обшивку. Конструкция киля и стабилизатора горизонтального оперения
была аналогичной. Рули высоты и направления имели аэродинамическую роговую
компенсацию.
Силовая установка состояла из шестицилиндрового двигателя Austro-Daimler AD 6
серии 17, вращавшего двухлопастный деревянный винт. Водяной радиатор был
установлен над двигателем перед передней кромкой верхнего крыла, конструктивно
состоявшего из двух полукрыльев (центроплан отсутствовал).
Стандартное вооружение Oeffag C.II состояло из неподвижного несинхронизированного 8-мм пулемета Schwarzlose M 7/12, установленного в съемном
контейнере тип II VK и размещенного над верхним крылом вне зоны ометания винта,
и такого же пулемета на подвижной кольцевой турели в кабине стрелка-наблюдателя
(иногда самолеты летали без переднего неподвижного пулемета). Также в кабине
стрелка-наблюдателя должны были размещаться легкие бомбы, фотокамера, сигнальный
пистолет, футляр с картами, а позднее и радиостанция.
С осени 1916 года, но преимущественно с начала 1917 года серийные C.II (самолеты
52-й серии) - как правило, по три экземпляра - поступали в 3-й, 5-й, 13-й, 14-й,
18-й, 20-й, 22-й, 25-й, 27-й и 30-й авиаотряды (Fliegerkompanie - Flik),
действовавшие на русском фронте, в качестве пополнения или замены самолетов
старых типов Aviatik B.II/B.III. Машины использовались в основном в качестве
разведчиков, артиллерийских корректировщиков (для этой цели применялись
самолеты, оборудованные радиостанциями) и легких бомбардировщиков.
Фронтовая эксплуатация Oeffag C.II выявила ряд недостатков этих машин, среди
которых отмечалась теснота кабины стрелка-наблюдателя, где не умещалось все
необходимое и дополнительное оборудование, а также вооружение. Кроме того,
пилоты жаловались на низкую крейсерскую скорость, недостаточную маневренностью,
малые дальность полета и потолок и высокую посадочную скорость; также с их точки
зрения управление самолетом по-прежнему было слишком жестким, а полет на нем -
напряженным.
Тем не менее, несмотря на отмеченные выше недостатки, в декабре 1916 года (в это
время компания Oeffag заканчивала производство первой партии машин) LFT
заказывает вторую партию самолетов 52-й серии также в количестве 32 экземпляров,
в которых должны были быть учтены замечания к самолетам первой серии. Легкие
бомбардировщики и самолеты-разведчики второй серии C.II получили обозначение
52.5 и серийные номера с 52.50 по 52.81.
Все запланированные изменения конструкции C.II были испытаны компанией Öeffag на
самолете с номером 50.07, но запланированный к установке 185-сильный (136 кВт)
двигатель Austro-Daimler AD 6 серии 18 получили лишь первые несколько машин,
поскольку моторы данного типа в первую очередь устанавливались на истребители. В
результате большинство новых C.II (серии 52.5) оснащалось всё теми же Austro-Daimler AD 6 серии 17.
Изготовленные машины были переданы Flars, а оттуда в свою очередь были
распределены в авиаотряды, действовавшие на русском (5-й, 11-й, 13-й, 18-й, 22-й
и 26-й Flik) и румынском (31-й, 36-й и 44-й Flik) фронтах. Несколько машин
действовали в Албании в составе 6-го Flik.
С начала лета 1917 года большая часть самолетов-разведчиков и легких
бомбардировщиков C.II обеих серий стала постепенно выводиться из боевых
подразделений в тыловые. Хотя в LFT самолеты данного типа послужили хорошую
службу, они были не слишком популярными: низкие характеристики быстро сделали C.II устаревшими, и летчики без сожаления расставались с ними.
Снимаемые с вооружения самолеты возвращались компании-производителю или
передавались Flars, где переделывались в учебные с установкой двойного
управления. Второй комплект органов управления устанавливался в бывшей кабине
стрелка-наблюдателя, которая при этом лишалась кольцевой пулеметной турели и
другого оборудования, зато получала в своей передней части прозрачный козырек.
Учебные C.II передавались в учебные Flik и запасные авиаотряды (Fliegerersatzkompanie
- Flek), расположенные во внутренних районах Австро-Венгрии далеко от зоны
ведения военных действий. В августе 1918 года в боевых частях LFT еще числились
шесть C.II, ряд других машин этого типа использовался для доставки военной
корреспонденции, летая между фронтом и тыловыми районами. В заключение следует
сказать, что после окончания Первой Мировой войны несколько C.II оказались в
восстановленной Польше и в новообразованной Чехословакии.