Третий серийный Blackburn R.B.3 Iris V, S1593, оснащавшийся 37-мм
скорострельной пушкой орудийного завода в Ковентри (Coventry Ordnance Works -
COW) и иногда называемый как Iris VI, стоит рассматривать в качестве прототипа
R.B.3A Perth - конечной стадии развития семейства Iris и крупнейшей
применявшейся Королевскими ВВС летающей лодки-биплана. Четыре Perth-а были
построены в Бро в 1933-34 годах для замены в расположенной в Маунт-Баттене (Mount
Batten) 209 эскадрилье летающих лодок Iris V. Лодки R.B.3A Perth внешне
отличались от S1593 закрытой кабиной пилотов по типу проведенной в июле 1932
года в Феликсстоу попытке с экспериментальным ранним Iris V, S1263.
Спроектированный Дж.Д. Ренни (J. D. Rennie) по спецификации Министерства авиации
20/32, Perth представлял собой дальнюю цельнометаллическую летающую лодку
прибрежного дозора с покрытыми полотном двухстоечными крыльями и бипланным
горизонтальным оперением с размахом 30 футов (9,14 м). Силовая установка состояла
из трех двигателей Rolls-Royce Buzzard, вращавших двухлопастные деревянные винты
диаметром 14 футов (4,27 м). Для обеспечения более тяжелой летающей лодке
дополнительной плавучести (и, тем самым, предотвращения увеличения осадки)
ширина корпуса была увеличена с 11 футов 0,5 дюймов (3,363 м) до 12 футов 6
дюймов (3,81 м). Важной технической разработкой было использование для обшивки
корпуса нового антикоррозионного материала алькледа, представляющего собой
дюралюминиевый лист, покрытый с обеих сторон слоями чистого алюминия.
Несущие плоскости имели небольшие поперечное V и стреловидность и были
изготовлены почти полностью из дюралюминия. Силовой набор крыльев состоял из
коробчатых лонжеронов и нервюр с фланцованной внешней кромкой и трубчатыми
балками круглого сечения. Для выполнения механиками технологических работ в
самолете были установлены выполненные из стальных труб проходы: для запуска
двигателей проход был встроен в верхнюю часть нижнего крыла, проверки и ремонта
поверхностей управления мостки были установлены в верхнем крыле и стабилизаторе.
Как и на Iris верхний стабилизатор и руль высоты были большего размаха, чем
нижние, причем нижний руль высоты использовался исключительно в качестве
триммера. Все три руля направления были оснащены сервоуправлением, которое могло
быть отключено расположенным в кабине малым ручным рычагом.
Экипаж летающей лодки состоял из пяти человек: капитана, второго
пилота/штурмана, носового стрелка, радиста/стрелка огневой точки в середине
корпуса и бортинженера/заднего стрелка. Экипаж размещался также как и в лодке
типа Iris, только в более просторном корпусе. В носовом отсеке помимо 37-мм
противокорабельной пушки, способной стрелять 1,5-фунтовыми (0,68 кг) снарядами,
был установлен бомбардировочный прицел и средства установки взрывателей и сброса
четырех 500-фунтовых (227 кг) или восьми 250-фунтовых (114 кг) бомб, размещенных
на держателях под корневыми частями нижнего крыла. Также носовой отсек оснащался
компасом, швартовочными и буксировочными принадлежностями, якорной лебедкой и
двумя ящиками для якорных цепей и укладки парашютов. Когда пушка не
использовалась, то по рельсам в переднюю часть носового отсека выдвигалась
вращающаяся установка 0,303" (7,7-мм) пулемета льюис, добавляя самолету мощь
оборонительного вооружения и делая ее идентичной оборонительному вооружению
предшественника - летающей лодки Iris с ее носовой, хвостовой и среднефюзеляжной
пулеметным установками.
Из носового отсека в кабину пилотов можно было добраться через дверь в
центральном проходе. Сиденья пилотов в кабине размещались бок о бок, а сама
кабина была оснащена штурвалами с двойным управлением и оборудованием для
контроля двигателей, причем располагавшееся по правому борту оборудование было
съемным. Крыша кабины была изготовлена из алькледа, панели остекления из
небьющегося стекла размещались в передней и боковых ее частях. В крыше кабины
размещались две раздвижные панели, с помощью которых экипаж мог встать
контролировать операции швартовки.
В кормовой части кабины, отделенной от носовой части переборкой с раздвижной
дверью, располагался отсек штурмана с прокладочным столом и стеллажами для карт.
Из штурманского отсека проход вел к двум каютам со спальными местами для
офицеров и нижних чинов. Каюты разделялись отсеком бортинженера с приборной
панелью, сообщающей о давлении масла, температуре масла и воды и электрическими
указателями уровня топлива. В потолке от вала шли три рычага, которыми
управлялись открытие/закрытие жалюзей радиаторов двигателей. В помещении нижних
чинов был установлен механизированный бомбопогрузчик, надувные лодки и весла
были привязаны к шпангоутам правого борта. Дальше по фюзеляжу под средней
стрелковой позицией по левому борту напротив камбуза была расположена
радиорубка. Туалеты размещались в хвостовой части фюзеляжа рядом с проходом к
задней стрелковой позиции.
Три двигателя Rolls-Royce Buzzard IIMS устанавливались в застроенных
дюралюминиевых гондолах улучшенной аэродинамической формы. Центральный двигатель
был расположен на стойках над корпусом, а два боковых непосредственно на
наклонных межплоскостных стойках. Каждый двигатель в своей гондоле снабжался
всем необходимым оборудованием. В задних частях гондол устанавливались радиаторы
с управляемыми жалюзями. Также в каждой гондоле были размещены полная
маслосистема, ручной поворотный механизм и воздушный стартер. Перед запуском
двигатели с помощью ручного поворотного механизма заправляются, а затем из
средней стрелковой позиции, где размещены два баллона со сжатым воздухом,
пусковое магнето и различные краны, подается сигнал запуска.
Топливо размещалось в трех самотечных 575-галлонных (2614 л), представлявших
собой аэродинамический профиль из луженой стали и прикрепленных болтами к нижней
стороне верхнего крыла. Топливные баки располагались над каждым двигателем,
обеспечивая штилевую дальность полёта в 1500 миль (2414 км), что эквивалентно
полному облету Северного моря. Размещенное вне корпуса распределительное
устройство позволяло подключить любой бак к любой комбинации двигателей и
применялось в качестве топливозаправочного штуцера. Важной особенностью системы
подачи топлива было снижение опасности возникновения пожара выводом всех труб и
кранов с внутренней стороны корпуса.
Туман и последовавшие за ним штормы помешали провести в понедельник 9 октября
1933 года официальную церемонию спуска на воду первого Perth, K3580, но почётные
гости компаний Blackburn и Rolls-Royce смогли наблюдать церемонию (все четыре
самолета типа на своих носах носил название Perth) и увидели стрельбу 37-мм
пушки через Хамбер (Humber). В конечном итоге K3580 полетел 11 октября, а 10
ноября был отправлен в Феликсстоу, где оставался для прохождения проверки
рабочих характеристик и последовавшего за ними шестимесячного капитального
ремонта.
Таким образом, первым Perth-ом, поступившим в эксплуатацию, был K3581, который
Blackburn подготовила к спуску на воду 12 декабря 1933 года. Постоянные туманы
мешали его спуску вплоть до 5 января 1934 года, когда Э.М. Блэйк выполнил на нем
испытательный полет. После полета машина была передана сквадрон-лидеру (майору
авиации) Дж.Х.О. Джонсу (Sqn Ldr J. H. O. Jones) и его экипажу из 209-й
эскадрилье, которые без посадок перелетели в Маунт-Баттен. Полет кружным путем
через восточное побережье и Ла-Манш продолжался 4 часа 55 минут. Затем, до
состоявшегося через месяц поступления третьего Perth-а, K3582, самолет
интенсивно использовался для подготовки экипажей.
Перегоночный полет K3582 был использован для испытаний на полную нагрузку и
покинул Бро с максимальным запасом топлива, взлетев без каких-либо трудностей с
общим полетным весом 36900 фунтов (16738 кг). Первое патрулирование K3582 было
выполнено 23 апреля 1934 года у островов Силли (Isles of Scilly), а между 25 мая
и 1 июня самолет под управлением винг-коммандера (подполковника авиации) Дж.
Ливока (Wg Cdr G. Livock) и пайлот-офицера (лейтенанта авиации) Дженкинса (P/O
Jenkins) выполнил продолжительный полет в Сторноуэй (Stornoway), во время
которого Perth сопровождал морское переход Его Королевского Высочества герцога
Глостерского в Белфаст.
С получением 31 мая из Феликсстоу четвертого Perth-а, K3580, эскадрилья,
наконец, была доведена до штатной численности. Лодки были полностью выкрашены в
серебряный цвет, но в целях идентификации спереди и сзади на корпуса K3581 и
K3582 были нанесены по одной и две черные вертикальные линии соответственно. С
этими обозначениями летающие лодки покинули Маунт-Баттен, вылетев 12 сентября в
северную атлантику для проведения воздушного осмотра маршрута и выполнения
тренировочного полета. Задачи выполнялись под управлением винг-коммандера
(подполковника авиации) Дж. Ливока и флайт-лейтенанта (капитана авиации)
Бэйнбриджа (Flt Lt Bainbridge). 14 сентября (после дозаправки в Обане (Oban) и
задержки из-за плохой погоды на день) они достигли Фарерских островов, но через
два дня Министерство авиации приказало им возвращаться из-за опасных ледовых
условий в арктических водах.
Единственный раз Perth был представлен на хэндонском показе Королевских ВВС 30
июня 1934 года, когда флаинг-офисеры (старшие лейтенанты авиации) Гурни и Л.Ф.
Браун (Flg Offs Gurney and L. F. Brown) на K3581 поднялись в небо в Феликсстоу,
летя в Хэндон в одном боевом порядке с Short Singapore II, Supermarine Scapa,
Short R.24/31, Saunders-Roe London и тремя Saunders-Roe Cloud.
Летающие лодки Perth обычно выполняли патрульные полеты над Ирландским морем и
использовали передовую базу в Странрар (Stranraer), но 8 октября 1934 года
штаб-квартирой берегового командования лодки были отстранены от полетов до
окончания проверки их хвостового оперения. 6 ноября полеты были возобновлены, но
вновь прекратились 27 ноября, когда лодки были доставлены на берег для
дальнейшей проверки. После состоявшегося в Маунт-Баттене 6 декабря совещания с
производителями со всех трех летающих лодок Perth было снято хвостовое оперение
и в марте следующего года было отправлено обратно в Бро для проведения
модификации. Лишенная самолетов эскадрилья была спешно переоснащена тремя
прототипами, коорые появились в прошлом году в Хэндоне: Saunders-Roe London,
Supermarine Scapa и Short R.24'31, которые вновь были заменены Perth-ами на
время проведения следующего показа Королевских ВВС, состоявшегося в Хэндоне 29
июня 1935 года. Летающие лодки Perth были возвращены в строй в июле и августе
1935 года, но вскоре после этого 14 сентября у Сторноуэя был потерян K3580,
когда во время военно-морских учений на взлете при сильном волнении был оторван
подкрыльевой поплавок. К счастью экипаж был спасен.
Четвертый и последний Perth, K4011, впервые полетел 16 апреля 1934 года, а затем
перед назначенной на 20 апреля поставкой в Феликсстоу 18 и 19 апреля были
выполнены еще два полета, в которых были использованы только два самотечных
топливных бака вместо трех. Для берегового командования и 209-я эскадрильи,
украшенной девизом "Venture Far", этого было недостаточно, поэтому K4011 провел
свой срок службы в Феликсстоу в звене "A" Экспериментального центра морской
авиации (MAEE - Marine Aircraft Experimental Establishment), куда машина была
официально передана для экспериментального эксплуатацию в мае 1936 года.
Вооружение и пулеметные установки были удалены, а сам самолет получил
четырехлопастные деревянные винты, специально изготовленные с чередующимися
между лопастями углами 80° и 100°. В конце концов он совершил жесткую посадку и
был отбуксирован в гавань в тонущем состоянии.
(c) alternathistory.org.ua