В 1936 году в
Эстонии приняли программу развития собственных ВВС. В первую очередь было решено
закупить самолеты на Западе. Свой взгляд на модернизацию воздушных сил Эстонии
был предложен отечественными конструкторами, считавшими, что необходимо обучить
летчиков до уровня, необходимого для полетов на современных самолетах.
Это была
группа конструкторов, возглавляемая В. Постом (V. Post), Р. Нойдорфом
(R. Neudorf) и Оргом (Org). Группа работала в аэроклубе Эстонии (Eesti
Aeroklubi) и имела доступ к мастерским Aviotehase, расположенным в
таллинском аэропорту Ласнамяги (Lasnamägi).
Еще в 1934 годe этой группой
конструкторов был построен и облетан прототип учебного самолета ÖGL-1 ("Õhu-
ja Gaasikaitse Liit"). Это был двухместный одностоечный биплан,
оснащенный двигателем de Havilland Gipsy Major 4 мощностью 125 л.с. (93
кВт).
После успешных испытаний было построено еще два серийных
самолета (ES-LDM и ES-PON),
сменивших обозначение на PON-1 (по первым
буквам фамилий конструкторов).
В 1936 году
специально для ВВС Эстонии самолеты были доработаны и под обозначением
PON-1A были переданы в летную школу ВВС. Всего
было построено 4 машины с бортовыми номерами 154-157.
В этом же году лицензия на этот самолет была приобретена
Лиепайской Военной
Фабрикой (LKOD), построившей для
ВВС Латвии 13 учебных KOD-1.