Фронтовой разведчик
Potez 390, спроектированный в 1929 г. и представленный на испытания
годом позже, во многом повторил судьбу аналогичных самолётов созданных в тот
же период времени. Французская военная авиация 1930-е гг. настойчиво
требовала создания современного разведывательного самолёта, но каждый раз
конкурс оборачивался тем, что на вооружение принимался очередной биплан с
характеристиками самолётов, выпущенных сразу после Первой
Мировой войны. То есть, максимальная скорость такой машины редко доходила до
250 км\ч, дальность составляла от 500 до 900 км,
а потолок – 6000-8000 метров. Именно под эти данные идеально
походили большинство разведчиков фирм Potez 390 и
Breguet, но самолёты серии
Potez 39 все же имел
более прогрессивную конструкцию. Вместо схемы биплана на нем использовали
модную тогда схему “парасоль”, когда крыло устанавливалось на подкосах над
крылом. Подобную схему чуть ранее применили на многоцелевом
Potez
32 и его военном варианте
Potez 33. В отличии от них,
конструкция Potez 39
была цельнометаллической с гофрированной обшивкой из дюралюминия, только
мотокапот и носок крыла и оперения имели гладкую
обшивку. С целью улучшения обзора в бортах были сделаны большие застекленные
вырезы. Шасси было неубираемым и монтировалось
на длинных стойках крепившихся к фюзеляжу. Первое время серийные самолёты
оснащались также обтекателями колес, но в ходе эксплуатации их часто
снимали.
Оба самолёта были приняты к серийному
производству и выпускались до 1934 года, когда на вооружение стали поступать
разведчики фирмы ANF
Mureaux. Основными модификациями “потэза”
стали Potez 390 и Potez
391. Отличием более позднего варианта стала установка двигателя
Lorraine 12Hdr,
вместо стандартного HS 12Hb,
хотя в остальном эти модификации были равноценны.
Для ВВС Франции было построено 244 экземпляра Potez
390 и 144 экземпляра Potez 391, ещё 12 самолётов
в 1932 году купило правительство Перу. За следующие два года предпринимались
попытки улучшить ТТХ разведчиков, но к положительным результатам они не
привели.
В январе 1931 года на испытания представили
двухместный разведчик Potez 39\1 с двигателем
Hispano-Suiza 12Ybrs мощностью 860 л.с., а чуть
позже появился его модернизированный вариант Potez
39\1bis. Посредством
незначительных улучшений удалось добиться минимального повышения летных
данных и серийно эти модификации не строились.
Гораздо более серьёзным доработкам подвергся
вариант Potez 392. На
нем установили двигатель HS-12Xbrs
(590 л.с.) и провели комплекс мер по улучшению аэродинамических
качеств самолёта. На испытаниях, проходивших с сентября 1932 г., он показал
скорость 295 км\ч при незначительном росте
остальных данных. Чувствуя, что
Potez 392 тоже останется только в виде прототипа (впоследствии
так оно и произошло) фирма обратилась к руководству ВМФ Франции, предложив
вариант морского поплавкового разведчика . В 1933
году прототип Potez 392\2bis проходил оценочные тесты, но так же был
отвергнут, поскольку флот уже располагал машинами аналогичного типа.
Нельзя сказать, что самолёты Potez
390\391 составили основу разведывательной авиации, долго и успешно летали и
достойно закончили свою строевую карьеру. Согласиться можно только с
отдельными отрывками из этого предложения, так как кроме этого разведчика в
1932-1935 гг. ВВС Франции получили не менее 120 самолётов типа
Breguet 270\271, а
кроме него на вооружении по прежнему находились
Potez
25 и Breguet 19
в различных версиях. Период активной службы
Potez 390 пришелся как раз на этот период.
Разведывательные группы, укомплектованные ими спокойно прослужили до 1938
года, пока их не стали переводить в резерв. Место “потэзов”
в массовом порядке начали занимать аналогичные им практически по всем
показателям разведчики ANF
Mureaux 115\117, которые к сентябрю 1939
года стали основными самолётами этого класса. Смысл этого занятия сейчас
кажется не совсем понятным, но если вспомнить тяжелое положение, в котором
оказалась французская авиационная промышленность после национализации 1936
года, то вариант с подобной заменой не кажется таким уж глупым. Те не менее,
полностью вывести Potez
390 из частей первой линии речи не успели. К 10 мая 1940 г. в строю все ещё
находилось не менее 23 “потэзов”
из которых в летном состоянии было 17 самолётов. Данные об их количестве и
дислокации приведены в таблице.
Группа |
Всего
самолётов |
Боеготовых самолётов |
Аэродром |
G.A.O.
504 |
LéO
C.30 – 26
Potez 63.11 – 6
Potez 39 – 1 |
LéO
C.30 – 26
Potez 63.11 – 3
Potez 39 – 0 |
Denain-Prouvy |
G.A.O.
510 |
Potez
63.11 – 6
Potez 39 – 3 |
Potez
63.11 – 6
Potez 39 – 3 |
Attigny |
G.A.O.
511 |
Potez
63.11 – 4
Potez 39 – 2 |
Potez
63.11 – 4
Potez 39 – 2 |
Villers-lès-Guise |
G.A.O.
512 |
Potez
63.11 - 7
Potez 39 – 8 |
Potez
63.11 - 3
Potez 39 – 7 |
La
Perthe |
G.A.O.
517 |
Potez
63.11 – 6
Potez 39 – 3 |
Potez
63.11 – 5
Potez 39 – 3 |
Neufchâteau |
G.A.O.
513 |
Potez
27 - 5
Potez 39 - 3 |
Potez
27 - 4
Potez 39 - 2 |
Belfort-Chaux |
Участие
Potez 390 в так называемой “Странной
войне”, а затем и в Битве за Францию было довольно скромным, что вполне
закономерно, особенно учитывая общее число самолётов. В последний месяц
применения старые разведчики чаще простаивали без работы, не в силах
подняться в воздух из-за отсутствия запчастей или нехватки горючего.
Какое-то количество Potez 390 оставили немцам на
собственных аэродромах, но основное количество разведчиков потеряли скорее
по техническим причинам. После 25 июня судьба Potez
390 была полностью решена – практически все сохранившиеся самолёты попросту
разобрали на металл. Спустя всего месяц ни одного самолёта
Potez 390 и Potez
391 в составе новых ВВС Франции не осталось.
Модификации
: |
|
|
Potez 39 |
опытный самолет; двигатель Hispano-Suiza 12Hb с большим воздухозаборником,
чем у серийного варианта. |
Potez 390 |
основной серийный вариант; силовая установка как у опытного самолета; построено в общей сложности 244 экземпляра. |
Potez 391 |
производился массово с двигателем Lorraine 12Hdr мощностью 520 л.с. Перу
купило 12 самолетов, оборудованных как
легкие бомбардировщики/ночные
истребители. Имел больший
воздухозаборник двигателя, чем
стандартные французские машины. |
Potez 392 |
вариант с
двигателем HS-12Xbrs (590 л.с.) и комплексом мер по улучшению
аэродинамических качеств самолёта. |
Potez 393 |
прототип с 700-сильным мотором Hispano-Suiza 12Ybr. |
Potez 39.10 |
двухместный разведывательный самолет с двигателем Hispano-Suiza 12Ybrs мощностью 860 л.с. Поднялся в
воздух в январе 1934г. Серийно не
производился. |
Potez 49 ТОЕ |
многоцелевой полутораплан для использования в колониях, модификация самолета Potez 392. Маленькое
нижнее крыло прикреплено к верхнему
двумя подкосами. Поднимался в воздух в
1932г. с двигателем Hispano-Suiza 12Hb мощностью
580 л.с., но дальше не дорабатывался. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Potez 390 A2 |
Размах крыла, м |
16.00 |
Длина, м |
10.10 |
Высота, м |
3.40 |
Площадь крыла, м2 |
35.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1607 |
нормальная взлетная |
2264 |
Тип двигателя |
1 ПД Hispano-Suiza 12Hb |
Мощность, л.с. |
1 х 580 |
Максимальная скорость , км/ч |
235 |
Крейсерская скорость , км/ч |
187 |
Практическая дальность, км |
750 |
Практический потолок, м |
7000 |
Экипаж, чед |
2 |
Вооружение: |
один синхронный 7.7-мм пулемет Darne и
два турельных 7.7-мм пулемета Lewis 120 кг легких бомб |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2023
|