Уголок неба ¦ Potez 39

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация первой мировой вспомогательные
   Potez 39
       
Разработчик: Potez
Страна: Франция
Первый полет: 1930
Тип: Разведывательный и наблюдательный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Фронтовой разведчик Potez 390, спроектированный в 1929 г. и представленный на испытания годом позже, во многом повторил судьбу аналогичных самолётов созданных в тот же период времени. Французская военная авиация 1930-е гг. настойчиво требовала создания современного разведывательного самолёта, но каждый раз конкурс оборачивался тем, что на вооружение принимался очередной биплан с характеристиками самолётов, выпущенных сразу после Первой Мировой войны. То есть, максимальная скорость такой машины редко доходила до 250 км\ч, дальность составляла от 500 до 900 км, а потолок – 6000-8000 метров. Именно под эти данные идеально походили большинство разведчиков фирм Potez 390 и Breguet, но самолёты серии Potez 39 все же имел более прогрессивную конструкцию. Вместо схемы биплана на нем использовали модную тогда схему “парасоль”, когда крыло устанавливалось на подкосах над крылом. Подобную схему чуть ранее применили на многоцелевом Potez 32 и его военном варианте Potez 33. В отличии от них, конструкция Potez 39 была цельнометаллической с гофрированной обшивкой из дюралюминия, только мотокапот и носок крыла и оперения имели гладкую обшивку. С целью улучшения обзора в бортах были сделаны большие застекленные вырезы. Шасси было неубираемым и монтировалось на длинных стойках крепившихся к фюзеляжу. Первое время серийные самолёты оснащались также обтекателями колес, но в ходе эксплуатации их часто снимали.

Оба самолёта были приняты к серийному производству и выпускались до 1934 года, когда на вооружение стали поступать разведчики фирмы ANF Mureaux. Основными модификациями “потэза” стали Potez 390 и Potez 391. Отличием более позднего варианта стала установка двигателя Lorraine 12Hdr, вместо стандартного HS 12Hb, хотя в остальном эти модификации были равноценны. Для ВВС Франции было построено 244 экземпляра Potez 390 и 144 экземпляра Potez 391, ещё 12 самолётов в 1932 году купило правительство Перу. За следующие два года предпринимались попытки улучшить ТТХ разведчиков, но к положительным результатам они не привели.

В январе 1931 года на испытания представили двухместный разведчик Potez 39\1 с двигателем Hispano-Suiza 12Ybrs мощностью 860 л.с., а чуть позже появился его модернизированный вариант Potez 39\1bis. Посредством незначительных улучшений удалось добиться минимального повышения летных данных и серийно эти модификации не строились.

Гораздо более серьёзным доработкам подвергся вариант Potez 392. На нем установили двигатель HS-12Xbrs (590 л.с.) и провели комплекс мер по улучшению аэродинамических качеств самолёта. На испытаниях, проходивших с сентября 1932 г., он показал скорость 295 км\ч при незначительном росте остальных данных. Чувствуя, что Potez 392 тоже останется только в виде прототипа (впоследствии так оно и произошло) фирма обратилась к руководству ВМФ Франции, предложив вариант морского поплавкового разведчика . В 1933 году прототип Potez 392\2bis проходил оценочные тесты, но так же был отвергнут, поскольку флот уже располагал машинами аналогичного типа.

Нельзя сказать, что самолёты Potez 390\391 составили основу разведывательной авиации, долго и успешно летали и достойно закончили свою строевую карьеру. Согласиться можно только с отдельными отрывками из этого предложения, так как кроме этого разведчика в 1932-1935 гг. ВВС Франции получили не менее 120 самолётов типа Breguet 270\271, а кроме него на вооружении по прежнему находились Potez 25 и Breguet 19 в различных версиях. Период активной службы Potez 390 пришелся как раз на этот период. Разведывательные группы, укомплектованные ими спокойно прослужили до 1938 года, пока их не стали переводить в резерв. Место “потэзов” в массовом порядке начали занимать аналогичные им практически по всем показателям разведчики ANF Mureaux 115\117, которые к сентябрю 1939 года стали основными самолётами этого класса. Смысл этого занятия сейчас кажется не совсем понятным, но если вспомнить тяжелое положение, в котором оказалась французская авиационная промышленность после национализации 1936 года, то вариант с подобной заменой не кажется таким уж глупым. Те не менее, полностью вывести Potez 390 из частей первой линии речи не успели. К 10 мая 1940 г. в строю все ещё находилось не менее 23 “потэзов” из которых в летном состоянии было 17 самолётов. Данные об их количестве и дислокации приведены в таблице.

Группа

Всего самолётов

Боеготовых самолётов

Аэродром

G.A.O. 504

LéO C.30 – 26 
Potez 63.11 – 6 
Potez 39 – 1

LéO C.30 – 26  
Potez 63.11 – 3  
Potez 39 – 0

Denain-Prouvy

G.A.O. 510

Potez 63.11 – 6  
Potez 39 – 3

Potez 63.11 – 6   
Potez 39 – 3

Attigny

G.A.O. 511

Potez 63.11 – 4  
Potez 39 – 2

Potez 63.11 – 4  
Potez 39 – 2 

Villers-lès-Guise

G.A.O. 512

Potez 63.11 - 7 
Potez 39 – 8

Potez 63.11 - 3 
Potez 39 – 7

La Perthe

G.A.O. 517

Potez 63.11 – 6 
Potez 39 – 3 

Potez 63.11 – 5 
Potez 39 – 3 

Neufchâteau

G.A.O. 513

Potez 27 - 5 
Potez 39 - 3

Potez 27 - 4 
Potez 39 - 2

Belfort-Chaux

Участие Potez 390 в так называемой “Странной войне”, а затем и в Битве за Францию было довольно скромным, что вполне закономерно, особенно учитывая общее число самолётов. В последний месяц применения старые разведчики чаще простаивали без работы, не в силах подняться в воздух из-за отсутствия запчастей или нехватки горючего. Какое-то количество Potez 390 оставили немцам на собственных аэродромах, но основное количество разведчиков потеряли скорее по техническим причинам. После 25 июня судьба Potez 390  была полностью решена – практически все сохранившиеся самолёты попросту разобрали на металл. Спустя всего месяц ни одного самолёта Potez 390 и Potez 391 в составе новых ВВС Франции не осталось.





 Модификации :
 Potez 39

 опытный самолет; двигатель Hispano-Suiza 12Hb с большим воздухозаборником, чем у серийного варианта. 

 Potez 390

 основной серийный вариант; силовая установка как у опытного самолета; построено в общей сложности 244 экземпляра. 

 Potez 391

 производился массово с двигателем Lorraine 12Hdr мощностью 520 л.с. Перу купило 12 самолетов, оборудованных как легкие бомбардировщики/ночные истребители. Имел больший воздухозаборник двигателя, чем стандартные французские машины. 

 Potez 392

 вариант с двигателем HS-12Xbrs (590 л.с.) и комплексом мер по улучшению аэродинамических качеств самолёта.

 Potez 393

 прототип с 700-сильным мотором Hispano-Suiza 12Ybr.

 Potez 39.10

 двухместный разведывательный самолет с двигателем Hispano-Suiza 12Ybrs мощностью 860 л.с. Поднялся в воздух в январе 1934г. Серийно не производился. 

 Potez 49 ТОЕ

 многоцелевой полутораплан для использования в колониях, модификация самолета Potez 392. Маленькое нижнее крыло прикреплено к верхнему двумя подкосами. Поднимался в воздух в 1932г. с двигателем Hispano-Suiza 12Hb мощностью 580 л.с., но дальше не дорабатывался.




 ЛТХ:
Модификация   Potez 390 A2
Размах крыла, м   16.00
Длина, м   10.10
Высота, м   3.40
Площадь крыла, м2   35.00
Масса, кг  
  пустого самолета   1607
  нормальная взлетная   2264
Тип двигателя   1 ПД Hispano-Suiza 12Hb
Мощность, л.с.   1 х 580
Максимальная скорость , км/ч   235
Крейсерская скорость , км/ч   187
Практическая дальность, км   750
Практический потолок, м   7000
Экипаж, чед   2
Вооружение:   один синхронный 7.7-мм пулемет Darne и
  два турельных 7.7-мм пулемета Lewis
  120 кг легких бомб


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Первый прототип Potez 39
 Первый прототип Potez 39
 Первый прототип Potez 39
 Первый прототип Potez 39
 Первый прототип Potez 39
 Первый прототип Potez 39
 Первый прототип Potez 39
 Potez 39/1.2 с мотором Renault 12Jc
 Potez 39/1.2 с мотором Renault 12Jc
 Прототип Potez 39 с мотром HS 12Hb
 Прототип Potez 39 с мотром HS 12Hb
 Прототип Potez 39 с мотром HS 12Ybrs
 Прототип Potez 39 с мотром HS 12Ybrs
 Potez 39
 Potez 39
 Серийный Potez 390 ранних серий
 Серийный Potez 390 ранних серий
 Potez 390 A2
 Potez 390 A2
 Potez 390 A2
 Potez 390 A2
 Potez 390 A2
 Potez 390 A2
 Potez 390 A2
 Potez 390 A2
 Potez 390 A2
 Potez 390 A2
 Potez 390 A2
 Potez 390 A2
 Potez 390 A2
 Potez 390 A2
 Potez 391
 Potez 391 с мотром Lorraine Petrel
 Поплавковый Potez 391
 Поплавковый Potez 391
 Поплавковый Potez 391
 Поплавковый Potez 391
 Potez 392 с мотром HS 12Kb
 Potez 392 с мотром HS 12Kb
 Potez 392 с мотром HS 12Xbrs
 Potez 392 с мотром HS 12Xbrs
 Прототип Potez 393 c мотром HS 12Ybr
 Кабина Potez 390 A2

  Схемы:

 Potez 390 A2
 Компоновочная схема Potez 390 A2
 Компоновочная схема Potez 390 A2

  Варианты окраски:

 Potez 390 A2   4 Esc.  GO II/54
 Potez 390 A2   3 Esc.  GO II/54
 Potez 390 A2  GAO 512
 Potez 391 ВВС Перу

 



 

Список источников:

Андрей Крумкач. Многоцелевой самолёт \ ближний разведчик Potez 39
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Potez 39
Docavia 3. Louis Bonte. l'Histoire des essais en vol 1914-1940
DocAvia 12. R. Danel, J. Cuny. L'Avaition Francaise de Bombardement et de Renseignement (1918-1940)
Avions 144-146. Michel Ledet. Un "classique" francais : Le Potez 39
Le Fana de l'Aviation 2010-07. Amaru Tincopa. Les Potez et Nieuport peruviens
Le Fana de l'Aviation 2018-09. Bernard Bombeau. Aux origines du rearmement francais
Air Enthusiast 1996-07-08. Malcolm Passingham. Overtaken by Events. The Potez 39 Family
Aviation magazine international 1976-08-01. Pierre Riviere. Potez 39
Aviation magazine 1957-09-01. Potez 39 A.2
L'Aeronautique 1930-02. Un nouvel avion integralement metallique : le biplace Potez 39
L'Aeronautique 1932-12. Avion Potez 39 A-2
L'Aerophile 1930-06-15. Le biplan d'observation de corps d'Armee et de division Potez 39 A2
L'Aerophile 1934-03-01. Le Potez 39, moteur Lorraine "Petrel" a compresseur
L'Annee aeronautique 1931-1932. Avion Potez type 39 A2
Annuaire de l'aeronautique 1931. Avion de transport Potez 39
Aviation 1961-04-01. Henry Potez
1000aircraftphotos.com. No. 11991. Potez 39 A2 (c/n 1881) French Air Force


Уголок неба. 2023



 

  Реклама: