Продолжая серию "R"
в 1929 года компания Ishikawajima Hikōki Seisakushō
(Ishikawajima Aircraft Manufacturing Co., Ltd.) разработала еще
один самолет, получивший обозначение R-3. Главным
конструктором проекта был все тот же Широ Ошихара.
При разработке нового самолета особенно внимание
уделялось безопасности пилотов, обеспечению высоких летных характеристик при
незначительных эксплутационных расходах.
Первый прототип самолета был изготовлен в сентябре 1929 года.
Это был двухместный одностоечный биплан смешенной конструкции, оснащенный
четырехцилиндровым двигателем Cirrus Hermes Mk.II
мощностью 115 л.с.
В 1931 году было выпущено еще четыре подобных самолета. Два
первых экземпляра были переданы Императорской Армии в качестве учебных, но
вскоре их перепродали студенческой авиационной лиге. Третий экземпляр остался в
качестве тестовой машины в компании. Четвертая машина была куплена газетой
Asahi Shimbun, а пятая куплена для студенческой лиги
спонсором.
29 мая 1931 года два студента Киримура и Кумакава из
Университета Хосей совершили на R-3 (регистрационный
номер J-BEPB) перелет из Токио через Москву, Берлин и
Брюссель в Лондон, а оттуда через Марсель в Рим, преодолев в общей сложности 14
210 километров.
Техническое описание.
Силовой каркас фюзеляжа самолета был изготовлен из сварных стальных труб и
был усилен расчалками. Особое внимание при создании фюзеляжа уделено тому факту,
что кабины пилота и пассажира имели достаточно пространства, которого хватает в
том числе и для ног. Моторная рама крепится к фюзеляжу всего лишь четырьмя
болтами. Рама была изготовлена из дюралюминиевых швеллеров, усиленных изогнутой
дюралюминиевой пластиной, установленной под двигателем и служившей также в
качестве обтекателя.
Крылья имели цельнодеревянный силовой набор; обшивка передней кромки была из
трехслойной фанеры, остальная часть обшивки - полотняная. Лонжероны были
коробчатыми и изготавливались из ели и трехслойной фанеры. Фанерная передняя
кромка на R.3 отличается от обычной практики в данной стране; фанерная обшивка в
нижней части крыла простиралась до заднего лонжерона, в то время как верхняя
часть крыла имела полотняную обшивку.
Еще одной отличительной особенностью самолета является применение в его
конструкции патента, полученного компанией Ishikawajima Aircraft Co.. Шарнирные
центры вращения элеронов установлены таким образом, что, как утверждают
представители компании, компенсируют рыскание и уменьшали необходимые для
разворотов движения руля направления. Элероны очень легкие и изготовлены из
дюралюминиевых швеллеров. Межкрыльевые стойки изготовлены из обтекаемых стальных
труб.
Все отклоняющиеся поверхности хвостового оперения имеют схожую с элеронами
конструкцию из дюралюминиевых швеллеров. И хотя данная конструкция очень легкая
и жесткая, она дополнительно усилена стойками из стальных труб обтекаемого
поперечного сечения.
В основных стойках шасси - открытого типа без поперечной оси - для амортизации
используются масло и резиновые диски. Хвостовой костыль является управляемым и
оснащен работающими на сжатие резиновыми дисками и пружиной. Подача топлива
осуществляется самотеком из двух 14-галлонных (63,6 л) баков, изготовленных из
алюминия и расположенных выше центроплана крыла.