В связи с этим в 1925 г. появилось предложение подвергнуть конструкцию Р-1 перерасчету прочности и значительным дополнительным улучшениям. Намеченные изменения начали осуществлять под руководством
А.А.Крылова с 15 ноября 1925 г. (по другим данным, с января 1926 г.). В ходе работ объем вносимых изменений возрастал, модифицированный самолет имел несколько обозначений (корпусной разведчик Р.Л.-IV,
Р-1бис, РЛ-1бис), но в конце концов за ним закрепилось название Р-4.
Его основные отличия от Р-1 были следующими: подача бензина осуществлялась помпой, расположенной в задней части двигателя; применены усиленное шасси из стальных труб с
деревянными обтекателями, фюзеляж более обтекаемой формы с хвостовой частью, обшитой фанерой, лобовой радиатор закругленной формы; ступицу воздушного винта прикрыли коком; для облегчения обслуживания
двигателя изменили конструкцию моторамы, а в нижней части капота установили дополнительный радиатор; педали пилота сделали регулируемыми в зависимости от длины ног.
В конце мая 1926 г. самолет (с/н 3191) вывели на аэродром для испытаний, которые продолжались до сентября. Первым летчиком, поднявшим Р-4 в воздух, стал М.А.Снегирев. В середине октября машину
передали в НИИ ВВС, где испытания велись до марта 1927 г. Затем ее вернули на завод
No.25, в сектор опытного самолетостроения (ОСС) ЦКБ, возглавляемый Н.Н.Поликарповым, для доводки. Летом 1927 г. между
Авиатрестом (в основном, в лице Поликарпова) и руководством ВВС велись переговоры об изменениях, которые следовало внести в самолет.
Основными недостатками Р-4 считались большой вес конструкции,
снижавший полезную нагрузку, и слишком задняя центровка. Последнюю удалось изменить путем перестановки двигателя М-5 на 150 мм вперед и на 30 мм вниз, однако для уменьшения массы требовалось
переконструировать и построить новый фюзеляж. Пока шло обсуждение этих вопросов, наступил 1928 г., и актуальность Р-4 заметно снизилась - на подходе уже был Р-5. Опытный Р-4 применялся в НИИ ВВС до
своего списания в декабре 1930 г. Большинство опробованных на нем улучшений, начиная с 1928 г., использовали при изготовлении Р-1.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Р-4 |
Размах крыла, м |
14.02 |
Длина, м |
9.33 |
Высота, м |
3.30 |
Площадь крыла, м2 |
45.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1450 |
нормальная взлетная |
2200 |
Тип двигателя |
1 ПД М-5 |
Мощность, л.с. |
1 х 400 |
Максимальная скорость, км/ч |
198 |
Крейсерская скорость, км/ч |
166 |
Практическая дальность, км |
700 |
Скороподъемность, м/мин |
203 |
Практический потолок, м |
4760 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
два 7.62-мм пулемета (по 350 патронов на каждый) Легкие бомбы общим весом до 400 кг |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2023
|